Процесс адаптации личности представляет собой одну и наиболее актуальных проблема современных педагогических и психологических наук.
Значение адаптации в личностном развитии
Под адаптационным процессом в современной научной литературе понимается процесс активного приспособления индивидуума к новым условиям среды, универсальное явление, механизм поддержания гомеостаза между индивидуумом и окружающей социально-природной средой; процесс освоения личностью новых социальных, профессиональных ролей, оптимизация взаимоотношений с внешним миром и собственными психологическими характеристиками.
Успешная адаптация обеспечивает нормальное развитие личности, ее оптимальную работоспособность и максимальную продолжительность жизни, при этом основными регуляторами реализации процесса выступают личностные мотивы, навыки и умения, накопленный личностью экзистенциальный опыт, знания, способности, воля и пр.
Главной целью адаптации выступает интеграция личности в сложившуюся систему социальных взаимоотношений.
Фазы протекания адаптационного процесса
Реализация адаптационного процесса осуществляется поэтапно:
- на первом этапе осуществляется деконструкция, разложение старой программы гомеостаза, в результате чего возникает сложная ситуация, в которой прежние поведенческие паттерны, деятельностные стереотипы и шаблоны утрачивают свою эффективность, а новые еще не созданы. На данной фазе актуализируются временные адаптационные механизмы, позволяющие преодолеть кризисную ситуацию;
- на втором этапе осуществляется формирование новой стратегии, программы развертывания регуляционных механизмов;
- третья фаза адаптации характеризуется стабилизацией адаптационных показателей, выработкой новых эффективных поведенческих стратегий.
Уровни адаптации
В процессе приспособления личности к новой социокультурной ситуации принимает участие совокупность личностных и внешних факторов, которые условно могут быть представлены следующими уровням:
- индивидуально-психологический включает в себя типологические, личностные особенности индивидуума, его актуальные состояния (способности, мотивация, уровень развития самоконтроля, самооценки, саморефлексии, самосознания, особенности когнитивной, эмоциональной сферы, темперамент и пр.). На данном уровне осуществляется поддержание психического равновесия;
- социально-психологический уровень, включающий все факторы микросоциального взаимодействия, влияние окружения.
Виды адаптации
В зависимости от результативности приспособления к новым условиям выделяют нормальный, девиантный и патологический виды адаптации.
Под нормальной адаптацией понимают процесс, который приводит личность к устойчивой успешной адаптированности без патологических изменений структуры личности и структуры группы, в которой протекает жизнедеятельность индивидуума.
Нормальная адаптация может проявляться в защитной или незащитной формах.
Девиантная адаптация характеризуется удовлетворением потребностей личности без учета состояния группы.
Девиантная адаптация находит свое отражение в двух формах:
- неконформистской, подразумевающей преодоление личностью внутригрупповых проблемных ситуаций посредством необычных способов;
- новаторская, подразумевающая создание личностью новых ценностей.
При патологической адаптации отмечается повышенная активность личности, реализуемая посредством патологических механизмов, форм поведения, которые приводят к формированию патологических комплексов характера, включая психотические и невротические синдромы.
Адаптация, таким образом, представляет собой многомерный психологический процесс, обеспечивающий развитие личности, ее интеграцию в социальное окружение.