Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Социальная адаптация личности в группе

Суть понятия адаптации

Процесс понимания социальной адаптации можно отразить с помощью определенной системы некоторых тезисов, которых всего два, и они связаны между собою, а также из вытекающих способов понимания данного процесса.

В большинстве случаев, адаптацию рассматривают с точки зрения патологических и клинических процессов. Однако, в современном мире, в период, когда понятия нормы приобрело Широкая и размытая трактование, пришло время пересмотреть этот феномен с точки зрения неделимых и единых процессов адаптации в рамках социальных событий и общественных взаимосвязей. Отправной точкой является интегративный подход, разработанный В.В. Козловым, В.А. Мазиловым, М. С. Рогозиным.

Вторым тезисом является мысль о том, что в системе общей теоретической адаптации человека происходят изменения, поэтому, помимо данных патологических и физиологических исследований, а также целого ряда концепций агрессивного поведения и образования стресса, актуальным будет рассмотрение ещё одного проблемного поля исследовательской работы в некоторых категориях социально-психологического характера.

Статья: Социальная адаптация личности в группе
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Социально-психологические проблемы

К социально-психологическим проблемам можно отнести:

  • Личность в целом в процессе своего формирования и значимых связей.
  • Микросоциум виде полигона формирование главных социальных качеств личности
  • Различные группы, объединение в качестве стартовых площадок начинающийся в социализации личности, сюда относится социально-психологическая концепция, которая сложилась на основе социально-культурных разработок М. Бахтина, Ю. Кристевой, М. Мида и других
  • Другие всевозможные категории, которые имеются на внутреннем, то есть социально-психологическом и на внешнем, то есть социальный социологическом пони формирование личности, такие как статус, роль, я есть концепция.

Соответственно вышесказанному можно выделить два аспекта:

  1. Процесс адаптации личности, протекающий в заведомо неблагоприятных, ненормальных условиях строительства, предполагаемого будущего, то есть процесс социализации личности в активном меняющемся мире, либо ресоциализация, которая связана с необходимостью прохождения маргинальных состояний, а также адаптация к неблагоприятным условиям образования, трудоустройства, проживания, строительство карьеры и так далее.
  2. Процесс адаптации в ситуации с сложившимся деструктивным отношением к отдельной личности в обществе, девиации которого не являются столь значительными отклонениями в сфере общих социальных отношений. Сюда же относится инициация в делинквентность или девиатное поведение, процесс перелома личностных качеств, связанные с приспособлением к новому социальному положению временного пребывания либо длительного проживания, процесс разрушения картины мира.
«Социальная адаптация личности в группе» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Этапы социализации

В социальной психологии существуют некоторые взгляды и подходы на социальную адаптацию личности.

Ряд ученых утверждает, что существует лишь часть временного отрезка, в масштабах более глобального процесса - социализации личности.

Например, Н. В. Андреенкова уточняла следующие периоды социализации:

  • из детства;
  • из отрочества;
  • из юности;
  • перехода к зрелости.

В нашем случае, соответственно, необходимо выделить два главных этапа адаптации социализации личности: социализация подростка и социализация в юношеском возрасте (от юности к зрелости)

Замечание 1

В советские времена классификация стадий различалась через призму деятельности, таким образом были выделены: трудовая, до трудовая и после трудовая стадии социальной адаптации.

Теория западных исследований открывают предположение, что процесс социализации длится всю жизнь, не представляли в виде жестких норм. Так Т.Шибутани интерпретировал социализацию в качестве продолжающийся всю жизнь процесс адаптации к новым меняющимся условиям.

Тем не менее, если предполагать, что социализация продолжается всю жизнь, без выделения неё этапов, привязанных, допустим, к возрасту, полностью игнорировать немаловажное значение различных социальных институтов, меняющихся в каждом определённом возрасте, нельзя.

Безусловно, необходимо учитывать вопрос том, что то, какие конкретные социальные институты оказывают наибольшее влияние на социализацию личности, во многом имеет прямую зависимость от того типа общества и его культурных особенностей и традиционных правил адаптации, где развивается личность.

Например, большинство детей в определенном возрасте посещают детский сад, далее школу.

Соответственно их социализация вынуждено проходит под влиянием этих конкретных институтов, в атмосферу которых они так или иначе должны адаптироваться и пройти процесс подготовки к следующему новому уровню, скачку, переходному периоду, что является выходом в самостоятельную взрослую жизнь.

Таким образом, получается, что, начиная с вхождения в период подросткового взросления, происходит рост влияния такого института, как микрогруппа.

Определение 1

Под микрогруппой следует понимать группу сверстников либо, не формальное объединение, либо дворовый сбор и так далее. Несмотря на то, что такой институт существовал всегда, на протяжении истории общества, надо учитывать, что оказывал он различное влияние на процессы формирования личности.

В разрезе теории о подростковом возрасте в научной литературе обсуждается вопрос о влиянии группы сверстников на процесс социализации подростка. Но данный институт сверстников оказывает влияние и до, и после подросткового возраста.

Типология культур по М.Миду

В работах М. Мида выделялись несколько типологий культур - постфигуративная, кофигуративная и префигуративная.

В его теории, постфигуративная культура на протяжении всей жизни, сквозь несколько поколений, изменений практически не имеет. Здесь ценится опыт старших, у которых обучаются младшие. Данная степень социальной адаптации характеризуется приспособлениями к традициям.

Для кофигурантивных культур характерен рост значения сверстников. Такой рост связан с тем, что опыт предыдущего поколения не считается актуальным и не подходит для жизни следующего, в связи с тем, что меняется динамика общества. Таким образом, в конфигурационных культурах происходит значительно более быстрое изменение чем постфигуративная, но при этом медленнее чем в префигуративной культуре.

Префигуративная культура особенна тем, что они крайне стремительна, настолько, что жизненный опыт родителей абсолютно не подходит для жизни их детей. В связи с этим, главным носителем современных образцов поведения являются группы молодёжи, которые, в свою очередь, являются испытуемыми так как испытывают на себе новые различные образцы социальной адаптации, в том числе и те, которые отражаются в различных молодежных субкультурах.

В узких индивидуальных траекториях социальной адаптации, общение со сверстниками является наиболее важным целеуказателем. В процессе общения происходит выработка новых навыков социального взаимодействия, происходит расширение представлений о собственной личности.

Влияние некоторой группы сверстников в процессе прохождения социальной адаптации личности происходит через определенные психологические рычаги и подходы, к ним относятся заражение и идентификация, подражание, научение. Это всё является процессами осознанного самостоятельного приобретения навыков и знаний, которыми наполнены данные группы, несмотря на то, что данные знания могут уступать по своему значению другим механизмам социализации личности.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 20.12.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot