Понятие трудового спора и основные стадии его развития
Конституция Российской Федерации закрепляет за работниками право на индивидуальные и коллективные трудовые споры. Причиной возникновения таких споров могут служить правонарушения прав работников в сфере труда.
Трудовым спором признается разногласие между субъектами трудового правоотношения в вопросах применения трудового законодательства, которое поступило на разрешение в юрисдикционный орган.
Существуют различные формы разрешения данных противоречий:
- выступления на коллективных собраниях;
- обращение к руководству предприятия;
- оглашение своих требований путем предъявления их через профсоюзные органы организации;
- обращение в прессу;
- проведение демонстраций, пикетов и забастовок;
- обращение в комиссию по трудовым спорам.
Конституция РФ гарантирует каждому гражданину нашего государства право на судебную защиту нарушенных прав и свобод. Также в ст. 46 Конституции РФ закреплено положение, которое гласит, что решения, действия, а также бездействие органов должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке. При разрешении трудовых споров эти положения являются основополагающими.
Развитие трудовых споров проходит несколько стадий (рис. 1):
- нарушение трудовых прав;
- разногласие сторон трудового правоотношения при оценке произошедшего;
- досудебный порядок урегулирования конфликта;
- обращение за защитой нарушенных прав в соответствующий юрисдикционный орган.
Трудовым спором является разногласие спорящих субъектов трудового правоотношения, которое не получилось разрешить в досудебном порядке и оно было направлено для рассмотрения в юрисдикционный орган.
Итак, трудовым спором является спор о реализации права, которое предусмотрено трудовым законодательством, коллективным договором или соглашением. Трудовой спор рассматривается в специально установленном органе и в порядке, строго установленном законодательством. Особая роль при разрешении трудовых споров отводится судебным органам.
трудового спора">
Рисунок 1. Стадии развития трудового спора
Классификация трудовых споров
Существуют различные критерии классификации трудовых споров (рис. 2):
-
По характеру спора:
- на споры между работниками и работодателями (их представителями) в результате установления или изменений условий труда, изменения содержания коллективного договора либо по вопросам труда и быта работников;
- на споры о применении норм трудового законодательства, которые защищают и восстанавливают нарушенные права работников.
-
По правоотношениям трудовые споры делятся на:
- возникающие из трудовых правоотношений и правоотношений по трудоустройству;
- из правоотношений, контролирующих соблюдение трудового законодательства и правил охраны труда;
- из правоотношений по подготовки кадров и повышения квалификации;
- из правоотношений по возмещению вреда работником работодателю и работодателем работнику;
- из правоотношений профкома с работодателем и коллектива работников с работодателем;
- из социально-партнерских отношений.
Классификация трудовых споров">
Рисунок 2. Классификация трудовых споров
Индивидуальный и коллективный трудовые споры
Трудовые споры могут возникать либо в связи с какими-то действиями в ходе применения норм трудового права, либо в результате бездействия участников правоотношений и, следовательно, неисполнения требований нормативных актов. Все трудовые споры по субъектам, в них участвующим, делят на: индивидуальные и коллективные.
Индивидуальным трудовым спором считаются неурегулированные разногласия между работником и работодателем по вопросам, связанным с применением трудового законодательства и прочих нормативных актов, в которых содержатся нормы трудового права, о которых было заявлено в орган, рассматривающий индивидуальные трудовые споры.
Индивидуальным трудовым спором может быть и спор, который возник между работодателем и лицом, которое раньше состояло с ним в трудовых отношениях или которое желает заключить трудовой договор с этим работодателем, но получило отказ в заключении такого договора.
Коллективным трудовым договором признаются неурегулированные разногласия между работниками и работодателями (либо представителями обеих сторон) по вопросам установления и изменения условий труда и заработной платы, а также заключения, выполнения и изменения коллективного договора или соглашения.
Итак, сопоставляя два этих понятия – индивидуальный и коллективный трудовой спор – мы видим, что они различаются по субъектному составу и предмету возникающих разногласий.
Индивидуальный трудовой спор является спором одного работника с работодателем. Этот спор возникает в случае нарушения трудовых прав работника и в связи с этим носит сугубо индивидуальный характер. Сторонами этого спора являются работник и работодатель. В защиту интересов работника может выступать профсоюз, но стороной спора он являться не может.
Коллективный трудовой спор носит коллективный характер разногласий. Это проявляется в том, что одной стороной спора являются работники организации, филиала или представительства, которые объединены между собой общими профессиональными интересами. Если спор возникает на уровне организации или ее филиала, стороной коллективного трудового спора могут быть члены первичной профсоюзной организации; если спор возник на уровне отрасли или профессии, то стороной может быть профсоюз, входящий в состав объединения. Также стороной коллективного трудового спора может быть коллектив работников, которые трудятся у определенного работодателя.
Индивидуальные трудовые споры рассматривает специальный юрисдикционный орган – комиссия по трудовым спорам. Работникам Конституцией РФ гарантируется судебная защита нарушенных трудовых прав.
Коллективные трудовые споры разрешаются с применением примирительных процедур, в которых от имени сторон трудового спора выступают их представители.
Еще одно различие между индивидуальным и коллективным трудовым спором состоит в том, что при индивидуальном трудовом споре обратиться в судебные органы за разрешением трудового спора могут и работник, и работодатель, в то время, как коллективный трудовой спор могут начать только работники и их представители.