Права органов местного самоуправления в области финансов – это юридически обеспеченная возможность осуществления органами местного самоуправления определенных действий в области финансового права, предписанных в законе.
Финансовые ресурсы местного самоуправления
В Российской Федерации местное самоуправление является признанным, а его деятельность гарантирована федеральными органами и органами власти субъектов страны.
Органы местного самоуправления не являются государственными органами. Они действуют на самостоятельной основе.
Для осуществления своей деятельности в экономической, организационной и юридической сфере местное самоуправление наделяется соответствующими финансовыми ресурсами. В Федеральном законе №131 2003г., который закрепил общие принципы организации местного самоуправления в России, говорится о некоторых каналах поступления финансовых средств к муниципальным образованиям:
- самообложение граждан;
- местные сборы и налоги;
- региональные сборы и налоги;
- федеральные сборы и налоги;
- доходы из безвозмездных перечислений;
- доход от имущества, которое находится в муниципальной собственности;
- доход от части прибыли муниципальных предприятий, которая остается впоследствии уплаты сборов и налогов;
- доход от штрафов и добровольных пожертвований;
- иные доходы.
Права органов местного самоуправления в области финансов
Органы местного самоуправления (сокращенно их иногда обозначают как органы МСУ) наделяются соответствующими правами, необходимыми для использования предоставляемых им финансовых ресурсов. Так, муниципальные органы осуществляют следующие права в сфере финансов:
- устанавливают порядок, согласно которому составляется и рассматривается проект местного бюджета, утверждается и исполняется бюджет, осуществляется контроль его законного исполнения;
- составляют и рассматривают проект бюджета, утверждают и исполняют местный бюджет, проводят контроль его исполнения, предоставляют отчет о его исполнении;
- устанавливают и исполняют расходные обязательства;
- определяют порядок, согласно которому предоставляются межбюджетные трансферты из местного бюджета и предоставляют такие трансферты;
- осуществляют муниципальные заимствования, управляют местным долгом;
- производят детализацию объектов бюджетной классификации соответствующего местного бюджета;
- в определенных случаях устанавливают ответственность за неисполнение нормативно-правовых актов муниципальных органов, касающихся вопросов регулирования бюджетных отношений;
- имеют право определять порядок по предоставлению отсрочки и рассрочки при уплате налогов и др.
Стоит отметить тот факт, что права муниципальных районов, городов, сельских поселений, городских округов и внутригородских районов имеют некоторые отличия. Так, помимо общих перечисленных прав органов местного самоуправления в целом, некоторые муниципальные образования имеют отличительные права.
Органы МСУ муниципальных районов имеют право определять цели и порядок по предоставлению субвенций из бюджетов местных поселений и направления их в бюджеты муниципальных районов.
Органы МСУ поселений, обладая общими правами, могут также осуществлять финансовые права, устанавливая порядок по составлению, утверждению и исполнению смет расходов и доходов определенных населенных пунктов и иных территорий.
Представительные органы МСУ вправе вводить местные сборы и налоги, устанавливать размер ставок по ним и предоставлять льготы после их уплаты.