Экологический надзор за состоянием окружающей среды
Важнейшей правовой мерой по обеспечению рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий является экологический надзор. Это одновременно и функция государственного управления, и правовой институт.
Основываясь на роли экологического надзора в механизме охраны окружающей среды, его можно оценивать как способ принуждения субъектов права к исполнению экологических требований. Меры юридической ответственности за правонарушения в данной сфере применяются в процессе экологического надзора с привлечением уполномоченных органов государственной власти.
Понятие экологического надзора
Экологический надзор представляет собой специфическую разновидность государственного контроля за состоянием окружающей среды. Его суть состоит в наблюдении за исполнением действующих природоохранных правил. Надзор проводится в отношении органов исполнительной власти, предприятий, общественных объединений и граждан.
Министерства, государственные комитеты и ведомства осуществляют данную работу при проектировании, строительстве и эксплуатации сооружений, оборудования и аппаратуры для очистки выбросов от загрязняющих веществ. Они также следят за оснащением приборов, необходимых для постоянного наблюдения за эффективностью очистки, величиной выбросов и опасностью физических, биологических и химических воздействий.
Надзор проводится при участии представителей санитарно-эпидемиологических станций, бассейновых территориальных управлений и инспекций по регулированию использования и охране вод, по контролю за работой газоочистных и пылеулавливающих установок, санитарных лабораторий на промышленных предприятиях, а при их отсутствии – инженеров по охране труда.
Центральным звеном в процессе надзора за охраной труда является Министерство экологии и природных ресурсов Российской Федерации. Его территориальные органы работают в республиках, областях, районах и городах.
Министерство осуществляет комплексное управление природоохранной деятельностью, корректирует и координирует деятельность всех федеральных ведомств. Оно утверждает экологические нормативы, правила и стандарты по использованию природных ресурсов и охране природы от загрязнения, проводит экологическую экспертизу планов развития и размещения производительных сил страны, контролирует соблюдение экологических норм при разработке новой техники, технологии и материалов.
Территориальные подразделения министерства экологии и природных ресурсов РФ, работающие в районах и городах, имеют право запрещать строительство и расширение предприятий, наносящих вред окружающей среде, останавливать работу цехов, заводов и других объектов в случаях грубого нарушения ими норм и правил охраны окружающей среды.
Рисунок 1.
Методы и формы экологического надзора
Одним из важных мероприятий, обеспечивающих эффективный надзор за состоянием окружающей среды, является инвентаризация всех выбросов и сбросов, загрязняющих атмосферу и воду. Она проводится на производственных объектах на основании замеров и расчетов. При этом специалисты определяют виды вредных веществ, их количество и режим выделения.
Производственные объединения и предприятия обязаны регулярно представлять в заинтересованные организации сведения об исполнении мероприятий по уменьшению вредных выбросов, их количестве, характере, очистке и утилизации, давать характеристику источников выбросов и определять эффективность работы очистных установок.
С целью совершенствования и упорядочивания надзора за состоянием окружающей среды разработаны следующие нормативы:
- положение о государственном контроле за работой газоочистных и пылеулавливающих установок;
- правила технической эксплуатации и безопасного обслуживания газо-пылеулавливающих установок;
- инструкция должностным лицам государственной инспекции по проведению обследования источников загрязнения атмосферы, газоочистных и пылеулавливающих установок;
- правила охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами;
- правила санитарной охраны прибрежных вод морей.
Надзор за состоянием окружающей среды ведут с помощью анализа проб воздуха, воды и почвы в местах использования вредных веществ, на сбросах и т.д.
Охрана окружающей среды на предприятии
Управление охраной природы на предприятии включает в себя следующие вопросы:
- планирование экологических мероприятий, определение заданий подразделениям предприятия по выполнению требований охраны окружающей среды, использованию попутных и побочных продуктов производства, технологических отходов, выбросов и сбросов;
- инженерное обеспечение работ по охране окружающей среды, состоящее в экологической экспертизе технической документации на продукцию и производственные процессы, а также в приведении их в соответствие с экологическими нормами и требованиями;
- перестройка технологических процессов в соответствии с требованиями охраны природы с целью уменьшения или полной ликвидации вредного воздействия побочных продуктов производства на окружающую среду;
- метрологическое обеспечение контроля загрязнения окружающей среды (обеспечение методами и средствами определения качества окружающей среды);
- материально-техническое обеспечение проводимых мероприятий по охране окружающей среды;
- обеспечение нормального функционирования средств охраны природы (техническое обследование устройств и установок по улавливанию, очистке и обеззараживанию выбросов и отходов);
- повышение квалификации руководящих работников, специалистов и рабочих в сфере охраны окружающей среды;
- надзор за исполнением мероприятий по охране окружавшей среды, включая контроль уровня выбросов и сбросов веществ, загрязняющих окружающую среду, принятие мер по предупреждению и ликвидации аварийных ситуаций;
- учет и отчетность по охране окружающей среды, анализ результатов контроля состояния окружающей среды и использование их при планировании природоохранной деятельности;
- финансовое обеспечение работ по охране окружающей среды;
- оценка эффективности управления охраной окружающей среды по экономическим, гигиеническим, экологическим и социальным показателям.
В исполнении указанных мероприятий на предприятии участвуют отделы главного технолога, главного конструктора, главного энергетика, главного механика, материально-технического снабжения, капитального строительства, заводская лаборатория и другие заинтересованные подразделения.
В улучшении экологических показателей промышленных производств, рациональном использовании ими природных ресурсов существенную роль играет экологический паспорт предприятия, обязательный с $1$ января $1990$ года. Этот документ дополняется и корректируется по мере изменения технологии производства, замены оборудования, устройства дополнительной очистки выбросов и сбросов и т.д. Экологический паспорт предприятия в обязательном порядке должен быть зарегистрирован территориальным органом министерства экологии и природных ресурсов.