Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Механизмы реализации экологического надзора

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Право и юриспруденция / Экологические правоотношения / Механизмы реализации экологического надзора
Содержание статьи

В задачи экологического надзора входит наблюдение за состоянием и изменениями окружающей среды, проверка соблюдения требований экологического законодательства и нормативов качества окружающей среды, выполнения мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и оздоровлению окружающей среды.

Решение этих задач предполагает экологический мониторинг, государственный, общественный и производственный контроль за состоянием окружающей среды. Каждый из этих механизмов экологического надзора имеет специфические функции и собственные методы реализации.



Рисунок 1.

Экологический мониторинг

Задачей экологического мониторинга является обеспечение заинтересованных организаций и населения текущей и экстренной информацией об изменениях в окружающей среде, предупреждениями и прогнозами ее состояния.

Государственная служба наблюдения за состоянием окружающей среды организуется с целью наблюдения за происходящими в ней физическими, химическими, биологическими процессами, за уровнем загрязнений атмосферного воздуха, почвы, водных объектов, последствиями влияния на растительный и животный мир.

Замечание 1

Правовую основу экологического мониторинга представляет постановление Правительства России «О создании единой государственной системы экологического мониторинга» от $24$ ноября $1993$ года и Положение о санитарно-гигиеническом мониторинге, принятое $6$ октября $1994$ года. Функции мониторинга возлагаются на Министерство экологии и природных ресурсов и другие уполномоченные государственные органы.

Готовые работы на аналогичную тему

Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды следит за состоянием атмосферы, поверхностных вод суши, морей и океанов, почвы, околоземного космического пространства, координирует развитие и функционирование ведомственных подсистем фонового мониторинга загрязнения окружающей среды, ведет государственный фонд данных о загрязнении.

Экологический мониторинг включает в себя наблюдение не только за всей биосферой, но и за отдельными ее компонентами – землей, лесом, реками, озерами и т.д. Например, мониторинг водных объектов представляет собой систему регулярных наблюдений за гидрологическими или гидрогеохимическими показателями их состояния, сбор и обработку полученной информации. Все это осуществляется для своевременного выявления негативных процессов, прогнозирования их развития, предотвращения вредных последствий и определения эффективности водоохранных мероприятий.

Государственный и общественный экологический контроль

Со стороны государства экологический контроль ведется представительными и исполнительными органами власти и специально уполномоченными на то государственными органами в сфере охраны окружающей среды.

Должностные лица органов государственного экологического контроля в соответствии с их полномочиями имеют право в установленном порядке:

  1. посещать предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности и подчинения, знакомиться с документами, результатами анализов, иными материалами, необходимыми для выполнения служебных обязанностей;
  2. проверять работу очистных сооружений, других обезвреживающих устройств и средств их контроля, проверять соблюдение нормативов качества окружающей среды и природоохранного законодательства;
  3. назначать государственную экологическую экспертизу и обеспечивать надзор за исполнением выданных предписаний;
  4. требовать устранения выявленных недостатков, давать в пределах предоставленных прав указания или заключения по строительству, реконструкции и эксплуатации производственных объектов;
  5. привлекать в установленном порядке виновных лиц к административной ответственности;
  6. принимать решения об ограничении, приостановлении или прекращении работы предприятий, сооружений, иных объектов и любой деятельности, причиняющей вред окружающей среде и несущей потенциальную опасность для здоровья человека.

В процессе формирования гражданского общества возрастает значение общественного контроля за охраной окружающей среды. Люди и их объединения наиболее заинтересованы в надлежащем состоянии природы.

Общественный контроль осуществляется гражданами, объединениями, органами местного самоуправления. Порядок его организации и проведения регулируется федеральным законом «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 года и другими нормативными актами.

Чрезвычайные экологические ситуации

Экологическим правом предусматриваются зоны чрезвычайных экологических ситуаций и экологических бедствий. Актуальными являются права граждан и действие организационного механизма при их возникновении.

Зоны чрезвычайной экологической ситуации или экологического бедствия объявляются указами Президента России по представлению специально уполномоченных на то государственных органов на основании заключения государственной экологической экспертизы.

В соответствии с законом, в таких зонах прекращается деятельность, отрицательно влияющая на окружающую среду, приостанавливается работа предприятий, цехов, агрегатов, оборудования, оказывающих неблагоприятное воздействие на здоровье человека, его генетический фонд и окружающую среду, ограничиваются отдельные виды природопользования, проводятся оперативные меры по восстановлению и воспроизводству природных ресурсов.

Финансирование мероприятий по оздоровлению зон экологических бедствий производится за счет непосредственных виновников деградации природной среды, аварий или катастроф, а также на средства целевых фондов бюджетов разного уровня.

Одни компенсационные мероприятия по реабилитации здоровья населения не улучшают экологическую ситуацию, которая складывается из качества окружающей среды, условий жизнедеятельности общества и тенденций его развития.

Программа мероприятий по реабилитации здоровья населения должна обсуждаться со всеми жителями пострадавшей территории. Именно в соответствии с волеизъявлением большинства граждан, их решимостью отстаивать экологические права должно планироваться их будущее. Независимо от этого программа должна содержать конкретные предложения и расчеты по вопросам ликвидации источников-загрязнителей, трудоустройству работников, источникам получения продукции этих предприятий на других территориях. Программа должна опираться на строгий расчет финансовых потоков и их размеров: кто, в каком размере, на каком основании должен осуществлять финансирование мер по выходу региона из экологического кризиса.

Замечание 2

В условиях чрезвычайной ситуации одним из наиболее сложных является вопрос ответственности за содеянное, за экологические правонарушения. Материальная ответственность должна наступать для конкретного предприятия за реальное загрязнение с причинением ущерба. Если на территории оказалось достаточно много загрязнителей, то и больше оказывается предъявленных исков.

С некоторой долей настороженности государством используются льготы по стимулированию экологически полезной деятельности. Некоторые предприятия и организации освобождаются от части налогообложения за следующие мероприятия:

  1. внедрение безотходных технологий;
  2. выпуск экологически чистой продукции;
  3. вручение ценных природных комплексов в дар государственным органам, учреждениям, общественным организациям;
  4. уступка права собственности на земельные участки, оказавшиеся на территории национальных парков, заповедников и других особо охраняемых природных территорий.
Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Сергей Анатольевич Хилимов

Эксперт по предмету «Право и юриспруденция»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис