Общая характеристика правовых отношений, возникающих в системе органов исполнительной власти
Система органов исполнительной власти, являясь одним из ключевых элементов системы государственного управления обществом, является местом сосредоточения множества правовых отношений, возникающих как между субъектами внутри системы исполнительной власти, так и существующих вовне.
Такие правовые отношения, существующие в органах исполнительной власти в отечественной юридической науке и правоприменении получили название административно-правовых отношений, которые, в наиболее общем виде могут быть определены следующим образом:
Административно-правовые отношения – совокупность существующих внутри системы органов исполнительной власти общественных отношений, урегулированных нормами действующего административного права.
Стороны рассматриваемых правовых отношений выступают внутри них как носители взаимных субъективных прав и юридических обязанностей, установленных и обеспеченных нормами административного права.
Одной из особенностей рассматриваемых правовых отношений выступает яркая выраженность государственно-властного интереса, поскольку преимущественно в них реализуются цели, функции и задачи государства. Так, эволюция, то есть возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений всегда связано с организацией и функционированием органов исполнительной власти, в порядке и на условиях установленных действующими законами и подзаконными нормативно-правовыми актами, содержащими нормы административного права.
Структура правовых отношений в органах исполнительной власти
Существующие в сфере исполнительной власти общественные отношения, будучи одной из разновидностей правоотношений в целом, имеет присущую им структуру, то есть обладающую признаками системности совокупность взаимосвязанных обязательных элементов:
- Участники правоотношения – субъект и объект государственно-властного управления (стороны);
- Субъективные права и юридические обязанности участников правоотношений;
- Система юридических методов поощрения, стимулирования и мер ответственности участников правоотношений;
- Юридические факты, выступающие необходимой основой для возникновения, изменения или прекращения правовых отношений в органах исполнительной власти.
Рассмотрим подробнее каждый из вышеназванных элементов структуры административно-правового отношения:
- Субъект управления, как участник административно-властного правоотношения, представляет собой сторону общественного отношения, наделенную определенными государственно-властными полномочиями для целей осуществления управленческих функций.
- Объект управления – второй участник административно-властного правоотношения, в качестве которого выступают физические и юридические лица, также наделяемые нормами действующего административного права правами и обязанностями в области исполнительной власти, но в качестве управляемой стороны.
Содержание любого правового отношения в органах исполнительной власти, как материального, так и процессуального характеризуется как определенная, находящаяся в системе, связь субъективных прав и юридических обязанностей всех его участников.
В свою очередь, объем обязанностей и правомочий сторон, упомянутые выше, их взаимные права и обязанности, а также виды и размер юридической ответственности за их ненадлежащее исполнение, а равно неисполнение или нарушение прав другой стороны устанавливаются нормами действующего административного права.
Внутри возникающих и существующих в органах исполнительной власти правовых отношений предполагается соответствие поведения его участников существующим в нормах административного права требованиям. Иными словами, правильным считается только поведение не противоречащее административно-правовым предписаниям, оно подлежит положительной оценке со стороны общества и органов государственной власти, а в отдельных случаях заслуживает поощрения с их стороны.