Административное право представляет одну из основных публичных отраслей право и предназначено для регулирования управленческих решений в области деятельности органов исполнительной власти (государственного и местного самоуправления).
Целью административного права является регулирование общественных отношений в сфере государственного управления. Предмет административного права – это совокупность общественных отношений, которые складываются в процессе организации и деятельности органов исполнительной власти.
Административное право как отрасль права представляет собой совокупность норм, правил поведения, которые устанавливаются и санкционируются государством, должностными органами и специально уполномоченными органами власти, обеспечиваются мерами государственного принуждения с целью регулирования управленческих отношений, которые возникают в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, а также в деятельности негосударственных организаций, которые уполномочены осуществлять управленческие функции.
Административное право как отрасль законодательства представляет собой совокупность юридических норм и правил, которые регулируют поведение субъектов правоотношений в процессе осуществления ими прав и обязанностей в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, а также отношения управленческого характера, которые возникают при реализации других форм государственной власти: законодательной, судебной и др.
Предмет административного права можно разделить на две части:
Таким образом, предмет административного права составляют отношения, которые возникают в процессе образования и деятельности органов исполнительной власти, а также отношения между органами исполнительной власти и иными субъектами административного права.
Одновременно с предметом административного права важнейшим критерием отграничения этой отрасли права является метод правового регулирования.
Методом правового регулирования являются определенные приемы, способы, средства воздействия на общественные отношения. Итак, если предмет административного права позволяет определить сферу правового регулирования, то метод в свою очередь определяет средства этого регулирования.
Любая отрасль российского права в качестве средств правового регулирования использует три юридические возможности:
Предписания – это прямая юридическая обязанность совершать те или иные действия в предусмотренных правовой нормой условиях. Запреты – это прямая юридическая обязанность не совершать те или иные действия в предусмотренных правовой нормой условиях. Дозволения – это юридическое разрешение совершать те или иные действия или воздержаться от их совершения в предусмотренных правовой нормой условиях.
Функциями административного права являются основные направления правового воздействия на общественные отношения.
Основные функции административного права (рис. 1):
Источниками административного права являются нормативно-правовые акты органов государственной власти и государственного управления, содержащие нормы административного права.
Источники административного права делятся на:
К федеральным источникам административного права относятся:
Источниками административного права субъектов РФ являются:
Рисунок 1. Функции административного права
Субъектом административного права является лицо или организация, которые в соответствии с действующим законодательством являются участниками отношений, регулируемых административным правом.
Субъекты административного права делятся на: индивидуальные и коллективные (рис. 2).
Рисунок 2. Виды субъектов административного права
К индивидуальным субъектам относятся граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Специфическими индивидуальными субъектами являются государственные служащие. Их особенность заключается в том, что они фактически являются официальными представителями того или иного органа исполнительной власти.
К коллективным субъектам административного права относятся объединения граждан – государственные и негосударственные организации.
К государственным организациям относятся:
Негосударственные организации как субъекты административного права представлены: