Аграрное право или иначе сельскохозяйственное - это институт отрасли права, занимающий далеко не последнее место в российской системе законодательства. Последнее время учеными-юристами все чаще обсуждается вопрос о вынесении аграрного права в самостоятельную отрасль права, но ввиду того, что данное направление постоянно видоизменяется и совершенствуется, большинство все-таки считает, что в этом нет необходимости.
Аграрное право включает в себя комплекс отраслей права специального назначения, они тесно взаимодействуют между собой и контролируют сельскохозяйственные отношения в сфере производства, переработки и реализации продукции сельского хозяйства.
Система правовых норм в данной отрасли призвана контролировать производственно-техническое обслуживание производителей аграрных товаров и социальную защищенность наемных рабочих в сельском хозяйстве.
Проблемы аграрного права
В настоящее время негативное влияние на реализацию стратегических задач в аграрной политике Российского государства оказывает задержка, связанная с разработкой и принятием новейших законов и усовершенствованием правовых актов, подходящих нынешнему периоду отношений социально-экономического характера в аграрном праве.
По этой причине во исполнение норм Федерального закона №264-ФЗ от 29 декабря 2006 года развитие аграрного законодательства жизненно необходимо для России. С учетом остроты проблемы кадров, особенно нехватки специалистов узкой направленности в сельском хозяйстве, пришла необходимость принять специализированный Федеральный закон «О подготовке кадров для агропромышленного комплекса Российской Федерации», где обязательно нужно определить статус молодого специалиста в аграрном направлении и урегулировать юридические вопросы о трудоустройстве и закреплении кадров с сельском хозяйстве.
Необходимость создания новых законов
Система управления агропромышленным комплексом включает в себя:
- союзы отраслей;
- ассоциации.
Предназначение союзов отраслей и ассоциаций:
- определение стратегии работы организаций сельского хозяйства, а также организаций, занимающихся переработкой их продукции (относящихся к некоторым отраслям пищевой промышленности),
- представление интересов сельскохозяйственных и перерабатывающих их продукцию организаций в органах государственной власти и управления;
- содействие защите прав и законных интересов производителей товаров.
Но проблема в том, что нет закона «О союзах и ассоциациях в агропромышленном комплексе» и это не позволяет некоммерческим организациям занять полноценное место в системе управления.
С 1 июля 2012 г. Российская Федерация стала полноправным членом Всемирной торговой организации (ВТО), данный фактор оказал существенное влияние на последующее развитие российского сельского хозяйства и агропродовольственного рынка.
С целью разработки новой аграрной политики, учитывающей установленные правила и требования ВТО, формирования защитных мер для сельского хозяйства представляется весьма целесообразным разработать и утвердить федеральный закон «О функционировании российского аграрного сектора в условиях ВТО». Данный нормативно правовой акт должен иметь юридическую силу в системе аграрного законодательств России, ведь по содержанию он будет революционного характера и станет, так скажем, новинкой в российской системе правовых норм, поскольку страна с 1917 года не была полноценным участником мирового агропродовольственного рынка.
В последнее время в сельском хозяйстве широкое развитие получили хозяйствующие субъекты, называемые холдингами. Юридический статус таких образований определяется и регулируется нормами Гражданского кодекса Российской Федерации либо специализированным федеральным законом, а именно «Временным положением о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразованиях государственных предприятий в акционерные общества» (приложение №1 к Указу Президента РФ от 16 ноября 1992 г. № 1392).
В современности холдинг – это группа компаний, которые взаимодействуют между собой. В основе холдинга лежит управленческая субординация одного или нескольких членов группы. Функция холдинга в системе корпоративного управления заключается в управлении финансированием и персоналом. Холдинг в российской системе корпоративного управления применяется довольно активно в организациях разных отраслей промышленности. В аграрном секторе экономики, имеющий значительные отличия и особенности, которые присуще только сфере сельского хозяйства данный процесс закреплен. В этой связи вопросы о юридическом регулировании встают наиболее четче, а именно юридическое регулирование и развитие агрохолдинга.
В системе корпоративного управления в агропромышленном комплексе современной РФ наравне с холдингами начали функционировать кластеры. Кластер - это группа самостоятельных компаний в правовом отношении и во главе их стоит управляющая организация.
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что существует острая необходимость проведения критического анализа действующих законодательных актов современного аграрного законодательства. Указанные проблемы требуют тщательного научного подхода с учетом международного опыта развития системы аграрного права.