Общая характеристика политического гуманизма
Политическая сфера является одной из ключевых составляющих жизнедеятельности государства и общества. При этом с учетом сложности и многоаспектности политики и составляющих ее элементов и институтов в литературе предлагаются самые разнообразные подходы к ее определению.
Как правило, соответствующие подходы предопределены той наукой, в рамках которых проводятся исследования, посвященные анализу и характеристике политики.
Так, например, в рамках юриспруденции политическая сфера рассматривается в плоскости установления общеобязательных для всех членов общества правил поведения и их реализации, в связи с чем политика преимущественно отождествляется с деятельностью органов государственной власти. В рамках политологии политика рассматривается путем анализа институтов и отношений, опосредующих реализацию политической власти.
Тем не менее, возможно сформулировать относительно универсальное понимание политики, которое будет использовано в рамках представленной статьи, для характеристики политического гуманизма:
Политика – это взятая в совокупности деятельность государства, как системы социальных институтов, направленная на осуществления властных функций.
Кроме того, в политической сфере большая роль принадлежит партиям и общественным объединениям, как борющимся за власть, так и уже осуществляющим соответствующие функции.
При этом следует отметить, что большинство приведенных подходов и характеристик, так или иначе обращают внимание на то, что участники и институты политических отношений наделены властными полномочиями в отношении широких слоев населения и социальных групп. В этой связи, несмотря на то, что гуманизм по своей сути не может отождествляться с политикой, в настоящее время признается его важное значение для рассматриваемой сферы жизни общества.
В частности, в литературе указывается, что классическому гуманизму близки многие политические ценности: свобода, верховенство закона, признание прав личности, социальная справедливость, плюрализм, свобода мысли и слова, вероисповедания, и т.д.
Иными словами, признаваемое в настоящее время в качестве идеала государственного устройства справедливой, демократическое, правовое государство по своему содержанию выступает одной из фундаментальных гуманистических ценностей человека и общества. В связи с этим в настоящее время в науке обосновывается тезис о справедливости формирования самостоятельного направления – политического гуманизма. Для решения вопроса о целесообразности подобной точки зрения проведено соотношение политики и гуманизма.
Соотношение политики и гуманизма
В литературе, те авторы которые обосновывают целесообразность выделения политического гуманизма в качестве аргумента приводят соотношение политики, выражающейся в деятельности соответствующих институтов, и гуманистических ценностей:
- Гуманизм выполняет общеполитическую, гуманизирующую функцию, поскольку через деятельность политических партий, политических лидеров, политтехнологов, и т.д. происходит распространение соответствующих ценностей и идей среди широких слоев населения;
- Гуманизм, обращаясь ко всем участникам политических отношений «требует», например, от политических партий того, чтобы они включали в собственные идеологии и проводимую политику фундаментальные человеческие ценности, как необходимое условие получения поддержки избирателей;
- Гуманизм выступает необходимым инструментом сдерживания и уравновешивания интересов различных политических сил, способствуя, в этой связи, мирному разрешению возникающих конфликтов и противоречий;
Иными словами политический гуманизм формирует единственно приемлемое пространство, в рамках которого в условиях современного демократического государства должны обсуждаться и решаться политические разногласия. То есть В здоровом обществе все политические силы опираются на базовые ценности гуманизма. Этим, в конечном счете, определяется человечность общественно-политического устройства общества, его политического сознания.
Гуманность как критерий качества политической жизни и институтов
В современной научной литературе предлагается интересная точка зрения, в соответствии с которой именно гуманность следует признавать главным критерием качества политической жизни и политических институтов общества.
Представляется, что с подобным предположением следует согласиться, поскольку действительно, от того насколько велика ценность человека в государстве и обществе, насколько признаются и обеспечиваются его права, свободы, безопасность, и т.д. можно судить об общей эффективности функционирования государства и выполнении возложенных на него социальных задач.
При этом также подчеркивается, что политический гуманизм, как, безусловно, социальное явление, нельзя превращать в политическую партию или идеологию, поскольку при подобном преобразовании гуманизм как общечеловеческая идеология утрачивает присущую ему универсальность.
Иными словами, любые попытки превращения гуманистических движений или организаций в организацию политическую обращены на провал, поскольку, неизбежно произойдет «извращение» гуманистических идеалов и их расхождение с реальными общественными функциями гуманизма.
Фундаментальной причиной такого процесса выступает то, что социально-философском понимании, гуманизм выступает, своего рода, целью или идеалом, к достижению которого человечество стремится на всем протяжении своего исторического развития.
При этом признание гуманизма в качестве политической программы и идеологии, превращает гуманизм или цели, в средство достижения и удержания политического господства, что, очевидно, совершенно противоречит ее истинному содержанию.
Таким образом, рассмотрев понятие и особенности политического гуманизма, следует подчеркнуть то, что он представляет собой важнейшую ценность, способствующую распространению и расширению гуманистических начал в сфере управления государством, которую, при этом, категорически не следует превращать в инструмент завладения политической властью.