Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Гражданский гуманизм

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Гражданский гуманизм

Зарождение гражданского гуманизма

Замечание 1

Центрами развития гуманизма в первой половины $XV$ века и до его окончания становится Флоренция. Большое значение гуманизм приобретает в Венеции, Неаполе, Милане, а чуть позднее – в Болонье, Мантуе и Ферраре. В городах возникают кружки гуманистов, открываются частные школы, которые ставят своей целью воспитание всесторонне развитой личности. Гуманистов охотно приглашают в университеты для преподавания поэтики, философии и риторики. Формируется определённая социальная группа: гуманистическая интеллигенция.

Постепенно в среде гуманистов выделяются различные направления. Ведущую позицию занимает гражданский гуманизм. Его основатели – гуманисты из Флоренции Леонардо Бруни, Маттео Пальмиери, Аламанно Ринуччини. Особенность данного направления состоит в том, что они пропагандировали свободу и равенство людей, боролись за справедливость и республиканскую форму правления, особое значение придавали патриотизму и беззаветному служению Отечеству. Сторонники гражданского гуманизма проявляли интерес к социально-политической проблематике, рассматривая её в неразрывной связи с историей, педагогикой и этикой.

Леонардо Бруни

Замечание 2

Основоположником гражданского гуманизма стал ученик Салютати итальянский историк Леонардо Бруни (годы жизни 1370 (1374)-1444). Прекрасно владея иностранными языками, Бруни переводил сочинения греческого учёного Аристотеля на латинский язык. Он прославился среди современников трудами по педагогике и этике. Его перу принадлежит «История флорентийского народа», основанная на документах. Это сочинение заложило основы ренессансной историографии.

Являясь сторонников республиканства, Бруни выражал интересы большей массы пополанства (торгово-ремесленных слоёв). По его требованию в конституцию Флорентийской республики вошли основные принципы гражданского гуманизма:

  1. предоставление гражданских свобод;
  2. всеобщее равенство перед законом;
  3. право избирать и быть избранным в магистратуры;
  4. признание справедливости как основной моральной нормы.

Леонардо Бруни понимал, что между фиксацией этих принципов в законе и реальной жизнью существует огромный разрыв. Преодолеть его можно лишь воспитав истинных граждан страны в духе патриотизма и высокой социальной активности. Развитие предложенной Бруни концепции занимался его последователь Пальмиери.

Маттео Пальмиери

Соратник Бруни Маттео Пальмиери (годы жизни 1406-1475) прославился как гуманизм следующими работами:

  • «История Флоренции»;
  • «О Гражданской жизни»;
  • «Град жизни».

Последние два произведения были написаны на вольгаре. Автор предлагает новое толкование понятия «справедливость». Пальмиери доказывал, что так как её носителем являются полноправные граждане, соответственно, справедливые законы должны защищать их интересы. Власть должна принадлежать средним слоям населения, а не аристократической верхушке. Для воспитания добродетели он предлагал использовать верное средство – труд. В своей поэме «Град жизни» гуманист описывал идеального гражданина: активного, образованного, верного своему отечеству.

Аламанно Ринуччини

Ещё один из отцов гражданского гуманизма – Аламанно Ринуччини (годы жизни 1426-1499). Он много лет отдал государственной службе, пока не оставил пост после конфликта с Лоренцо Медичи. Ринуччини критиковал методы управления республикой, которые применяло семейство Медичи, видя в них переход к тирании. Для борьбы с тиранией гуманист допускал все методы, даже вооружённого заговора.

Знаменитые произведения Ринуччини:

  • «Диалог о свободе»;
  • «Исторические записки»;
  • «Речь на похоронах Маттео Пальмиери».

В них автор отстаивал истинность принципов гражданского гуманизма даже в условиях тирании Медичи. Высшей ценность морали Ринуччини считал политическую свободу, без которой, по его мнению, невозможно истинное счастье человека.