Личность Платона
Платон - один из самых ярых, последовательных и принципиальных противников демократии. Притом его аргументация против данной разновидность устройства государства не утеряла значимость и с происшествием свыше двух с половиной тысячелетий с тех пор, как были они высказаны. Так, крупный идеолог демократии современного периода К. Поппер львиную долю собственной знаменитой апологии западного либерализма посвятил столь подробному и, по его словам, враждебнейшему разбору учения социума Платона. Одно это обстоятельство может служить побудительной мотивацией для полного анализа критики демократии по Платону.
Аргументы Платона против демократии
Более яркие аргументы, направленные против демократии, отмечаются у Платона в книге 8 его "Государства". Кратко они сведены к тому, что при демократии граждане не почитают законы писаные и неписаные, везде распространяется потребительство, полное отчуждение друг от друга и эгоизм; завершается же это все тем, что конечная свобода обращается в крайнее рабство; произвол толпы перерастает в произвол одного, демократия обращается в собственную диалектическую противоположность, именуемую тиранией.
Платон, развивая эти мысли, выводит наиболее язвительные и меткие описания сторон общественной демократии. Так, он отмечает, к примеру, что граждан, которые послушны властям, там перемешивают с грязью, как не стоящих ничего добровольных рабов, зато правителей, схожих с подвластными, и подвластных, схожих с правителями, там почитают и восхваляют; что там молодое поколение начинает подражать взрослому и состязаться с ними в делах и рассуждениях, а старшие, приспосабливаясь к молодому населению, и подражая им, то и дело балагурят и острят.
Платоновская демократия
Любопытным является его восклицание ироничной направленности:
А сколь здесь свободнее, чем в иных местах участь животных, которые подвластны человеку ... прям-таки по пословице "Собаки-это хозяйки".
Трудно не выразить согласие с К. Поппером в том, что перед нами раскрывается злая пародия на Афины периода Перикла, в которой философу удается тонко отметить реально существующие "болезни" демократического общества любого столетия. Необходимо являться по меньшей мере предвзятым человеком и идеологическим образом, ангажированным для того, чтобы не узнать в таком описании современное западные реалии повседневности:
- Культ молодости,
- Ерничество назойливое по всякому поводу и без;
- Гипертрофированно, неумеренную любовь к животным, которая выглядит довольно странно на фоне страданий многих людей в государствах "третьего мира", оказавшихся на дне самого развитого общества капитализма.
Но все же аргументация Платона не является банальным, хотя и справедливым морализированием, как это может видеться с первого взгляда; наоборот, она содержат в себе как бы несколько пластов, которые связываются со всеми элементами механизма платоновской философии в целом - с учением, касающимся души, космологией и т. п.
Известно, что Платон следовал традиции, которая идет от пифагорейцев и элейцев, и отстаивал точку зрения, что настоящее бытие является бытием неподвижным, а все движущееся, становящееся является уходом к небытию от бытия. Здесь, по большому счету, происходит проявление сути платоновской онтологии, которая выделяет мир умопостигаемых нематериальных "идей":
- подлинное, чистое бытие;
- Мировую Душу, то есть связующий элемент меж материальными и идеальными мирами;
- физическую Вселенную, то есть мир подобий, "теней", которые находятся между бытием и небытием;
- "материю", представленную чистым небытием.
Здесь и проистекает социальное учение Платона, противопоставляющее с одной стороны - наилучшее, совершенное Государство, то есть воплощение неизменной и вечной трансцендентной Справедливости, которая находится в подчинении высшему космическому Закону; с иной стороны - возрождаемые разновидности государств, такие как, тимократия - власть честолюбцев, олигархия - власть богатейших, демократия - власть толп, тирания - преступная власть.
Таким образом, онтологический аспект платоновской критики демократии заключен в том, что демократия признана "текучим", становящимся, удаленным от совершенности "идей" и приближаемым к "материи» - хаосу, общественным устройством.
По Платону при демократии, люди не подчиняются наипрекраснейшему и, в связи с этим не нуждающемуся в переменах, Мировому Закону, согласно которому движутся планеты и вращаются звезды, а руководствуются нестабильным мнениям толпы, которой, по мнению философа, тяготевшего к эзотеризму, Истина не является в принципе доступной.
Любопытной является метафора корабельного бунта, где Платон сравнил современное для него устройство государства, то есть демократию с кораблем, на котором власть захвачена матросами, при изгнании собственного кормчего.
Победители являют веселье, доверяют управление кораблем любому, способному взять над ними верх при помощи хитрости или силы. Им и в голову не приходит, что истинным кормчим может являться лишь тот, кто имеет специальные знания:
- О ветрах;
- О звездах;
- О морских течениях и т.п.
Всякий пустой и высокопарный болтун представляется им ввиду их легковерия и невежества более достойным кормчим, чем молчаливый настоящий мастер этого дела.
Платон одним из первых подметил, что демократия является разновидностью релятивизма социума. Платоновская критика демократии, должна рассматриваться в контексте его известной критики релятивизма в целом, которую в более фундаментальном виде мы встречаем в "Теэтете".
По мнению А.Ф. Лосева, опровержение софистического релятивизма в "Теэтете" сведено к одному наиболее простому тезису - Платон полагает, что если существует текучесть, то это означает, что должно существовать и что-то нетекучее, так как по-другому оказывается непознаваемой и текучесть, и если существует что-либо относительное, то это означает, что существует и нечто абсолютное.