Направления обучения творческим дисциплинам
Методика обучения творческим дисциплинам – это совокупность методов и приемов учебно-воспитательной работы, ориентированных на раскрытие творческого потенциала учащихся, формирование их компетенций в области искусства и его различных жанров, развитие практических навыков в художественном, музыкальном и иных направлениях творчества.
Использование методики обучения нацелено на формирование высококвалифицированных специалистов в конкретном виде искусства, обладающих комплексом теоретических знаний и практических навыков творческой деятельности, способных использовать их в повседневной жизнедеятельности и профессиональной работе, а также, формирование общего представления о культуре, ее ценностях и основах, истории и значимости.
Методика обучения творческим дисциплинам реализуется по следующим направлениям:
- Использование дидактических принципов и методов обучения на уроках изобразительного искусства. Используются словесные, наглядные и практические методы обучения, позволяющие сформировать общие представления учащихся о конкретном жанре искусства, его особенностях, истории становления и эстетической значимости.
- Формирование основ общей культуры личности. На уроках по искусству предполагается ознакомление с культурными ценностями и принципами поведения, развитие эстетического восприятия и эстетических норм социального поведения.
- Использование наглядности, в качестве приема активизации художественной деятельности. Наглядные пособия имеют важное воспитательное и развивающее значение. Их использование ориентировано на формирование визуального образа произведений искусства, что способствует их реальному эстетическому восприятию. Наглядные пособия применяются в оформлении учебного кабинета, в виде иллюстраций к различным художественным произведениям, изготавливаются из различных материалов на конкретную тему учебного занятия.
- Педагогический рисунок. Педагог выполняет рисунок мелом на доске или специальным маркером на интерактивной доске, делает зарисовки и наброски различных аспектов тему учебного занятия. Это позволяет учащимся иметь наглядное представление того, о чем идет речь на уроке, иметь шаблон для выполнения какого-то творческого задания.
- Обучение теоретическим аспектам и практическим навыкам плоскостных и объемных изображений, выполнения конструирования, формирования декораций.
- Междисциплинарные связи между творческими и иными дисциплинами. Происходит изучение связи между искусством, его различными жанрами и формами и иными научными теориями и областями, а также практическими дисциплинами.
- Изучение истории искусства. Осуществляется теоретическое освещение этапов формирования того или иного направления искусства в разные исторические эпохи, методы преподавания и практического использования средств искусства.
- Основы изобразительной деятельности в разных странах. Изучается методика обучения творчеству в различных странах, преимущества и недостатки методики.
- Изучение детского изобразительного творчества в разные временные периоды. Обучение включает ознакомление с методами преподавания искусства различных авторов и в разные временные периоды, особенности развития детского художественного творчества и его значимость.
Итоги обучения творческим дисциплинам
Применение методики обучения на уроках искусства ориентировано на достижение конкретных целей – творческого развития учащихся, формирования у них основ культуры и эстетических принципов поведения. Если обучение реализуется на уровне высшего образования, то оно включает в себя и профессиональные компетенции, которыми должен владеть будущий специалист в области искусства, его конкретных направлений, форм и жанров.
По итогам освоения творческой дисциплины, учащийся должен владеть следующими знаниями и навыками в области искусства:
- Теоретические основы конкретной дисциплины и направления искусства. Сюда входит система знаний о назначении, изучаемого направления искусства, возможности его применения в современном обществе, содержание дисциплины и ее практическая значимость.
- Практические навыки деятельность в конкретном направлении искусства: способы построения рисунка, живописи, композиции, умение исполнения какого-то музыкального произведения, построения художественного объекта, исследовательская деятельность. Учащиеся должны овладеть различными способами представления объектов окружающего мира методами и средствами искусства.
- Применение наиболее эффективных и целесообразных приемов художественной деятельности в конкретном направлении и конкретной ситуации.
- Формирование творческой инициативы и использование творческих методов в иных направлениях деятельности.
- Развитие активной творческой позиции, навыков самостоятельной творческой деятельности и инициативности.
- Формирование навыков профессиональной творческой деятельности: планирование и прогнозирование творческой работы, знание методов и технологий обучения творческим направлениям деятельности, практические приемы овладения художественной деятельностью, принципы организации учебной работы в образовательных заведениях.
- Историю развития искусства, всех его жанров, либо какого-то конкретного и его динамику в течении этапов исторического развития общества.
- Формирование навыков применения эстетических форм и методов социального взаимодействия.
- Владение творческими навыками решения обыденных задач.
- Восприятие окружающего мира через искусство: любовь к прекрасному, уважение к творчеству, почитание талантов, стремление к саморазвитию и самосовершенствованию своих творческих способностей.
- Развитие общей культуры личности. принятие норм культурного поведения и взаимодействия, освоение культурного наследия и его обогащение для передачи следующим поколениям.