Новые веяния в развитии женского образования в начале XIX века
Период правления Императора Павла I связан с передачей начальствования над Воспитательным обществом благородных девиц т.е. Смольного института, открытого в период правления Екатерины II, императрице Марии Федоровне. Фактически, контроль и регулирование образовательной сферы, в части обучения женщин, был возложен на ее плечи и продолжался в течение 34-хлет ее жизнедеятельности. Ею был внесен большой вклад в развитие женского образования в начале XIX века.
К основным направлениям реформирования женского образования в период его подконтрольности Марией Федоровной, относятся следующие:
- Полный отказ от направлений деятельности в образовательной сфере императрицы Екатерины II.
- Контрреформаторский настрой по отношению к реформам начала XIX века императора Александра I. В области женского образования был закреплен сословный режим.
- Среднее образование женщин стало самостоятельной отраслью и сферой деятельности, не входившей в общую систему образования того времени.
Отделение женского образование от общей системы образования происходило в две стадии:
- Передача императором Павлом I своей жене Марии полномочий в области управления женскими воспитательными и благотворительными учреждениями.
- В 1804 году Александром I был принят «Устав учебных заведений, подведомственных университетам. Он содержал идеи создания всесословной образовательной системы и преемственности этапов обучения. Для обучения создавались гимназии, уездные и приходские училища. В приходские училища принимались для обучения девочки.
Политика Александра I создала условия для отделения женской образовательной системы от общей системы образования страны. В этой связи, она стала развиваться по особенной линии и приобрела свою направленность.
Женское образование основывалось на четком сословном разделении. Если Александр I стремился создать систему всесословного обучения, то Мария Федоровна делала упор на жесткую сословность, укрепляя эти стереотипы в создании общественности. Обучение девочек проходило на основе строгого сословного отбора. Ни в коем случае не допускалось смешение разных сословий в одном учебном заведении.
Женское среднее образование развивалось не как общеобразовательное, а как профессионально женское.
Большое внимание было уделено развитию благотворительности.
Одной из тенденций развития женского образования этого периода стало развитие его педагогического направления. Оно представало тогда в трех типах:
- При институтах создавались специальные классы пепиньерок. Женщины обучались там в течение года, а затем переводились в классных дам института или устраивались на работу гувернантками, учительницами.
- При воспитательных домах были созданы классы наставниц. Женщины обучались в них в течение года, получая теоритические знания и практические навыки в области педагогики, и, практикуя обучение девочек младших классов.
- Обучение в институте, ориентированное на получение теоретических знаний и практических педагогических навыков.
Женское образование в эпоху правления Николая I
Система образования, в период правления Николая I формировалась под влиянием восстания декабристов. Система образования должна была подчиниться воспитательным целям, чтобы устранить проблему распространения идей просвещения, оказывающих дурное воздействие на общество.
Образовательная политика того времени была ориентирована на:
- Внедрение единообразия в процесс организации образования, унификация образовательной системы;
- Жесткий государственный контроль образовательных учреждений;
- Жесткое сословное подразделение школ и училищ;
- Уход от преемственности всех стадий обучения.
Народное образование было нацелено на приспособление к потребностям разных состояний.
Естественно, что женское образование складывалось под воздействием направлений образовательной политики. В его развитии можно выделить три основных периода, каждый из которых имел свое целевое назначение и особенности развития:
- Конец 20-х годов XIX века. В это время происходи формирование новых направлений образовательной политики, император определяет цели и задачи развития женского образования, рассматривает его проблемы и утверждает направления развития.
- 30-е годы XIX века. В это время происходит развитие сети воспитательных учреждений благородных девиц. При этом, частная система образования стала жестко контролироваться и практически прекратила расширение сети частных женских учебных образовательных учреждений.
- 40-е – 50-е годы XIX века. В это время произошло укрепление сословности в области женских образовательных заведений, реализуется централизация управления ими, устраняются любые возможности их автономии и развития самостоятельности. В это время, вся сеть женских образовательных заведений была представлена закрытыми воспитательными учреждениями, духовными и епархиальными училищами, пансионами частного типа. Уставом женских учебных учреждений вводилось физическое, нравственное и интеллектуальное развитие женщин в них.
Реформирование системы женского образования в эпоху правления Александра II
В эпоху правления императора Александра II происходит реформирование образовательной системы. В это время, происходит формирование женской средней школы нового типа. Она стала открытым образовательным заведением, в котором имели право обучаться представители всех сословий. Это стало первым шагом на сближении женского обучения с мужским и ухода от его второсортности.
11.04.1858 года было принято решение о признании нового статуса женских образовательных заведений, базирующихся на трех основных принципах:
- Частный характер учебных учреждений. Заведения образования для женщин могли открываться частным образом, чтобы не быть подверженными строгому государственному контролю, развиваться и расширяться.
- Создание женских учебных заведений двух разрядов: шестигодичное и трехгодичное обучение.
- В качестве управления женским учебным заведением со стороны общества была введена должность попечительницы.
Рисунок 1. Женское медицинское образование в России XIX века. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Позднее, произошло расширение сети учебных заведений, которые контролировались обществом, а также была выделена отдельная сеть учреждений, подконтрольных органам государственной власти. В нее вошли женские учебные заведения эпохи Марии Федоровны.
Рисунок 2. Женское образование в России XIX века. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Рисунок 3. Женское педагогическое образование в России XIX века. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ