Сущность и основная цель педагогического анализа
Педагогический анализ – это процесс, который направлен на исследование педагогической действительности.
Анализ направлен на познание сущности педагогического процесса. Кроме того, на его основании разрабатываются средства сознательного воздействия на последующее развития педагогического процесса в целости и каждого из его составных элементов. Благодаря своевременно проведенному педагогическому анализу, педагог в каждой конкретной педагогической ситуации имеет возможность своевременно и успешно разрешать определенные педагогические задачи. Без педагогического анализа невозможно достичь успеха в целепологании, планировании, регулировании и осуществлении качественного педагогического процесса. Чем тщательнее и глубже проведен анализ, тем точнее происходит осуществление иных функций внутреннего управления в образовательном учреждении.
Основной целью педагогического анализа является исследование текущего состояния и возможных тенденций развития педагогического процесса, осуществление объективной оценки его результативности и разработка рекомендаций по повышению его эффективности.
Любой анализ направлен на получение конкретного конечного результата. Под конечным результатом понимается установление уровня усвоения учащимися образовательной программы или установление уровня воспитанности и образованности детей, выраженные оценкой. Оценка выставляется на основе осуществленного совокупного анализа педагогической информации, основными источниками которой являются:
- Педагогическое мастерство учителя (воспитателя).
- Сведения о детях (учащихся, воспитанниках, студентах), полученные о медицинских работников, родителей, педагогов-предметников и иных специалистов.
- Результаты проведенных психолого-педагогических диагностик разной направленности.
- Информация о предметно-развивающей среде группы (класса).
- Результаты анализа продуктов деятельности ребенка (рисунки, поделки, рабочие тетради и т.д.) его деятельности (игровой, трудовой, познавательной и т.п.).
- Анализ планирования воспитательно-образовательной работы с детьми.
Обобщенная информация всех источников, представляется в виде отчета о проделанной педагогом за год работе.
Объекты педагогического анализа могут быть представлены любыми элементами воспитательно-образовательной деятельности (учебная деятельность, уровень знаний и воспитанности детей, воспитательные мероприятия и т.д.).
Основными объектами педагогического анализа выступают те, которые подвергаются анализу чаще всего, в основном это уроки, кружковая работа, факультативные занятия, итоги педагогической работы за определенный промежуток времени (чаще всего за учебный год).
Виды задач педагогического анализа
Задачи педагогического анализа зависят от поставленной цели, вида педагогического анализа и особенностей его организации.
Основные задачи педагогического анализа:
- Выявление скрытых резервов и потенциальных профессиональных возможностей каждого отдельного педагога и всего педагогического коллектива в целом.
- Оказание необходимой помощи при разработке грамотной образовательной программы учебного заведения на определенный промежуток времени.
- Выявление наиболее оптимальных условий реализации подобранных технологий и методик образовательной деятельности.
- Определение ведущих интересов и потребностей детей, установление их уровня развития, а также профессионального уровня педагога и педагогического коллектива.
- Оказание педагогам помощи в овладении элементами исследовательской деятельности, посредством разных форм обобщения собственного педагогического опыта.
- Оказание помощи педагогам в творческом развитии и овладению навыкам профессиональной самодиагностики.
Педагогический анализ, как одна из ведущих функций управления образовательной организацией, предусматривает следующие задачи:
- Всестороннее исследование объекта анализа, как составной части или элемента большой системы, например: анализ одного урока, как системы уроков, определение его места и роли в исследуемой системе.
- Определение совокупности факторов, которые определяют эффективность объекта анализа, например: анализ профессионального уровня педагога или всего педагогического коллектива, учебных возможностей детей, средств воспитания и обучения и т.д.
- Установление обоснованности поставленной образовательной цели, ее актуальность и содержание.
- Анализ полученных результатов деятельности посредством его соотнесения с поставленной целью и задачами, а также с предыдущими результатами и уровнем возможностей учащихся (воспитанников).
- Определение основных причин недостатком и положительных сторон объекта, который подвергается анализу.
- Формулировка выводов, замечаний и предложений по совершенствованию объекта анализа.
Планирование педагогического анализа предусматривает решение следующих задач:
- Определение, какие результаты педагог ожидает получить по окончанию запланированного педагогического процесса.
- Выявление всех возможностей, которые будут способствовать достижению желаемому результату.
- Определение структуры и состава будущих педагогических действий.
- Предвидение и оценка возможных последствий запланированного педагогического процесса.
Таким образом, педагогический анализ помогает не только выявлять недостатки в педагогической работе, но и увидеть лучший опыт. Если в ходе наблюдений были отмечены интересные педагогические находки, проявляемый педагогом интерес к определенному виду деятельности, то в результате обсуждения у него созревает решение начать углубленную работу по определенной теме.