Деятельность социального педагога по формированию здорового образа жизни подростков
На сегодняшний день в нашей стране отмечается ряд резких изменений в экономической, политической и социальной жизни. Этими изменениями вызвано появление новых социальных проблем, которые отразились на воспитании, развитии и социальном формировании молодежи. , что, в свою очередь, обусловило острую необходимость развивать социально-педагогическую службу оказания помощи детям и подросткам.
Социально-педагогическая деятельность — это тип профессиональной деятельности, направленный на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации.
Всю деятельность, направленную на формирование здорового образа жизни, социальный педагог выстраивает, учитывая возрастные и индивидуальные морфофизиологические и психологические особенности детей и взрослых. При этом особое внимание он должен уделять дошкольному и подростковому возрасту, когда происходит особенно интенсивный рост с перестройкой функционального состояния всех систем жизнедеятельности развивающегося организма. Существенную роль в работе социального педагога играет и правильная оценка психологической ситуации внутри семьи, класса, неформальных объединений и клубов по интересам.
Защита здоровья может выступать как самостоятельный объект специализации педагога-валеолога. К задачами социального педагога, направленным на защиту прав ребенка по охране здоровья, относят:
- осуществлять социо-психологическую профилактику;
- реализовывать право ребенка на здоровье, закрепленное в Конвенции о правах ребенка;
- корректировать индивидуальные качества и контакты личности.
Основные требования к лицам, осуществляющим социально-педагогическую деятельность:
- реализовывать профессиональную деятельность по профилактике и охране физического, психологического и социального здоровья личности;
- проявлять гуманность, обнадеживающее сочувствие и бережное отношение к страдающим и больным детям, учитывая особенности их личности и индивидуальные черты характера, варианты поведения, нюансы отношения к жизни, учебе и здоровью;
- обладать навыками по сохранению собственного здоровья и обучать этому детей;
- иметь навыки предупреждения неврозов и устранения социо-психолого-педагогическими средствами причин, которые их вызывают;
- позитивно относиться к личностному росту ребенка, поощрять его чувство собственного достоинства в деятельности и отношениях с окружающими людьми;
- учитывать возможности природной и социокультурной среды, конкретного пространства жизнедеятельности.
Ряд прав, касающихся охраны их здоровья, имеют и сами несовершеннолетние:
- право получить диспансерное наблюдение и лечение в детской службе, в порядке, который установило Министерство здравоохранения;
- право получать медико-социальную помощь и питание на льготных условиях;
- право санитарно-гигиенического образования, обучения и труда в условиях, соответствующих физиологическим особенностям несовершеннолетнего, состоянию его здоровья и исключающих влияние на них неблагоприятных факторов;
- право получить бесплатную медицинскую консультацию за средства бюджета всех уровней при определении профессиональной пригодности;
- право получить необходимую информацию о состоянии здоровья в доступной по возрасту форме;
- дети старше 15 лет могут самостоятельно подписывать информированное согласие на медицинское вмешательство или отказ от него.
Принято выделять несколько типов профилактической работы социального педагога по реализации права несовершеннолетних на охрану здоровья:
- вовлекать детей в деятельность, направленную на охрану физического, эмоционального и социального здоровья;
- обучать детей культуре использования своего свободного времени, учитывая возможности и потребности их личности, количество часов, которые отводятся на определенные виды занятий, общий режим дома и в школе;
- целенаправленно обучать способам наблюдения за собственным состоянием и его саморегуляции в общении и разных видах деятельности;
- формировать этнокультуру детей;
- пропагандировать здоровый образ жизни, в том числе и личным примером;
- информировать о возможности негативных последствий вредных привычек, бездумного отношения к своему здоровья.
Здоровый образ жизни молодого поколения — залог здоровья всей нации. Поэтому необходимо проводить образовательную и воспитательную деятельность в школе в целом, и социальным педагогом, в частности, по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей.
Условия эффективного формирования здорового образа жизни детей
Обычно выделяют несколько основных социально-педагогических условий формирования здорового образа жизни у учеников общеобразовательных школ:
- во-первых, необходимо создать благоприятный психологический климат в школе и классе;
- во-вторых, создать активную творческую обстановку;
- в-третьих, пропагандировать здоровый образ жизни.
Реализация обозначенных условий помогает получить детям знания по теории и практике формирования здорового образа жизни, создать позитивное отношения к ведению здорового образа жизни, реализовать творческий подход к здоровой жизнедеятельности.
Творческая активность — мотивирующее начало при формировании здорового образа жизни подростков. Материал будет лучше усвоен при оригинальной подаче. Нужно вовлекать детей в общественную деятельность, требующую от них реализации положительных качеств.
Информировать учащихся о здоровом образе жизни необходимо через обучение, направленное на переход от пассивной формы восприятия информации к активной.
Формирование у учащихся здорового образа жизни посредством реализации совокупности социально-педагогических условий, методов и приемов информационно-познавательного, эмоционально-ценностного и креативно-деятельностного характера в образовательном процессе школы будет способствовать решению проблемы охраны здоровья детей.