Юмор в учебном процессе
Юмор – это способность воспринимать явления окружающей жизни с комической точки зрения.
Развитие чувства юмора у человека является следствием наличия способности выявления противоречивости процессов и явлений окружающей среды.
Юмор в педагогике –это особое средство организации учебного процесса, дающее стимулы к интеллектуальному развитию ребенка, активизирующее его творческий потенциал и прививающее навыки положительного видения картины мира.
Юмор имеет важное воспитательное и развивающее значение. Поэтому его применение в педагогике очень значимо и необходимо. Если педагог обладает чувством юмора и способен его применять на практике, то он может стать серьезным дидактическим средством обучения и воспитания.
Применение юмора на учебном занятии может быть реализовано в виде шуток, поговорок, пословиц, веселых рассказов, шутливых песен. Это снимает психологическое напряжение учащихся, расслабляет их, мотивирует к учебной деятельности. юмор создает доброжелательную атмосферу и комфортную психологическую среду на учебном занятии.
Педагогический юмор является не только важным средством воспитания и обучения, но и средством, которое может привести к отрицательным последствиям при его неверном использовании.
Можно выделить ряд требований к применению юмора в педагогике:
- Нельзя высмеивать личность учащегося. Можно посмеяться над какой-то чертой характера, совершенной ошибкой, фразой.
- Нельзя подвергать высмеиванию те направления деятельности и ситуации, которые учащиеся не способен изменить или скорректировать. К примеру, это могут быть какие особенности развития, физические недостатки, социальное положение семьи, оригинальная фамилия/имя.
- Над собственными шутками педагогу нельзя смеяться первым. Это может вызвать обратную реакцию учащихся.
- Шутка должна сопровождаться улыбкой, для устранения у учащихся стеснения в реализации ответной реакции и стимуляции восприятия юмора у тех учащихся, которые не наделены остроумием от природы.
- Шутка должна носить высококультурный характер: исключается плоскостной юмор, грубость, кривляние, гримасы.
- Недопустимо высмеивать случайности, ошибки непроизвольного характера, неловкость.
- Юмор, используемый для воспитательных целей, должен быть облачен в дружественную форму: легкая критика, упрек.
Функциональная роль юмора в педагогике
Как педагогическое средство организации образовательного процесса, юмор выполняет ряд важных функций:
- Эмоциональная функция. Использование юмора в учебном процессе способствует облегчению протекания социальной адаптации учащихся, устраняет их проблемы с коммуникацией, помогает в снятии психологического напряжения, преодолении сложных и проблемных моментов в обучении. Юмор помогает педагогу в создании атмосферы доброжелательности на учебном занятии. Педагог может легко управлять коллективом, организовывать коллективную деятельность, реализовывать творческий процесс. Юмор позволяет педагогу создать эффект само поддержки, если у него возникают сложности с учащимися, и создать эмоциональную поддержку для учащихся. Использование ситуаций юмора, шуток на учебном занятии способствует снятию напряжения, дисгармонии и улучшает настроение учащихся;
- Информационная функция. Юмор выступает средством передачи информации от педагога к учащимся. Кроме того, посредством юмора можно передать свое отношение к данному вопросу или проблеме исследования, как бы косвенно выразить свою точку зрения. Посредством юмора можно реализовать и индивидуальную направленность обучения, используя юмор, как средство передачи теоретической научной информации для отдельной категории учащихся;
- Стимулирующая функция. Юмор развивает у учащихся стремление к познанию. Если занятие проходит в дружественной обстановке, педагог использует шутки, сарказм для выражения своего мнения, то учащимся становится интересно и они хотят продолжения и повторения такого занятия. Юмор способствует позитивному, рациональному и целесообразному решению педагогических проблем;
- Координирующая функция. Посредством юмора можно построить систему коммуникативных связей и социального взаимодействия между педагогом и учащимися, между учащимися, а также кадровым составом учебного учреждения. Этого удается достичь за счет построения эмоциональных связей, дружеских отношений, посредством применения юмора. Он позволяет предотвращать конфликты, обращая их в шуточную форму, разрешать противоречия в сфере образования нестандартными способами.
Основные юмористические приемы в педагогике
В педагогическом процессе использование юмора может быть реализовано посредством:
- Намеков – указаний педагогов на какие-то сторонние факты из окружающей действительности, выраженные в шуточной форме, возможно, высмеянные, которые напоминают реально сложившуюся ситуацию в коллективе, с конкретным учащимся или коллективом учащихся;
- Ироничной формы высказывания. Педагог произносит свое замечание в искаженной форме. Происходит, как бы, косвенное замечание, выговор, который делается в мягкой дружелюбной форме, с сохранением его смыслового значения;
- Каламбура – способа двустороннего истолкования произошедшего события или рассматриваемого процесса, объекта. Это реализуется посредством игры слов, нестандартного выражения мыслей;
- Парадокса – специального изменения формулировки фразы, которая представляется в нестандартном, неожиданном свете и ракурсе;
- Гротеска – отражения реальных параметров объекта или события в целенаправленно преувеличенном или преуменьшенном формате. Он относится к методам воспитательного воздействия на учащегося, реализуемого в юмористической форме за счет изменения реальных характеристик случившегося.
Эффективность использования данных приемов, во многом, зависит от личностных качеств самого педагога, его мимики, жестов, наличия природного чувства юмора, артистических качеств, позитивного отношения к жизни и образовательному процессу.