Понятие игровой деятельности
Игра представляет собой ведущий тип деятельности человека в дошкольном возрасте.
Сюжетно-ролевая игра – это основной тип игры детей в дошкольном возрасте. Она выстраивается на взаимодействии ребенка и взрослого. Основным источником сюжетно-ролевой игры выступает окружающий ребенка мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Интересные игры способствуют созданию бодрого и радостного настроения, делают жизнь детей более насыщенной и удовлетворяют их потребность в активной деятельности.
Сюжетно-ролевые игры развивают творческие способности детей, артистизм и фантазию, учат вживаться в образ определенного персонажа, играть определенную роль. Они важны для социальной адаптации ребенка, реализация его возможностей в будущем.
Взаимодействие педагога с детьми в ходе сюжетно-ролевой игры очень важно. Оно предполагает, что перед детьми необходимо ставить четкие задачи и незаметно в ходе игры передавать им инициативу. Педагог должен умело организовать их совместную деятельности, направляя ее в нужное русло. Нельзя оставлять без внимания ни одного вопроса организационного плана, а также личные реакции детей на происходящее, трудности, с которыми могут столкнуться дети. Необходимо следить за соблюдением детьми правил игры, нельзя допускать проявления насилия и жестокости в детских играх.
В педагогике дошкольного возраста сформировалось несколько основных подходов к руководству игрой, базирующихся на сочетании косвенных и непосредственных методов:
- руководство содержанием сюжетно-ролевой игры;
- руководство коллективной детской деятельностью;
- сохранение детской самостоятельности и инициативы.
Саморуковой П.Г. было доказано, что косвенное руководство игрой должно обеспечить развитие позитивного, эмоционально окрашенного отношения детей к жизненным явлениям. Вместе с этим игра не исчерпывается моделированием отношением и деятельности взрослого. В процессе игры дети активно экспериментируют в игровой форме с образами социальных отношений взрослых.
Задача взрослого – помочь детям в организации игры, сделать ее интересной и увлекательной. Тактика игрового взаимодействия взрослого и ребенка изменяется по мере взросления детей.
Организация игр с детьми разных возрастов
В организации игр с детьми в возрасте 1,5-3 года следует:
- разворачивать игровые действия на виду у детей, постепенно вовлекая их в деятельность;
- постоянно комментировать суть своих действий, перенесенных в самостоятельную игровую деятельность, поддерживать комментариями;
- использовать реалистические игрушки и условные предметы-заместители, чтобы ребенку было понятно;
- новые игрушки обыгрывать совместно с детьми.
Неправильной тактикой при организации игр детей этого возраста будет:
- проведение игр-инсценировок с куклами по типу занятия;
- игра с игрушками или предметами-заместителями молча, не давая комментариев;
- оставление самостоятельных игровых действий детей без внимание;
- использование только сюжетных реалистических игрушек или только предметов-заместителей;
- внесение новых игрушек без образцов их использования в игре.
При организации игр с детьми в возрасте 3-5 лет необходимо соблюдение следующих условий:
- обозначение вербально принимаемой роли и роли партнера;
- выделение специфики ролевых действий и ролевого взаимодействия посредством активного использования ролевого диалога;
- использование парных ролей, с постепенным увеличение ролей благодаря развертыванию сюжета;
- предоставление возможности свободного включения в игру, изменения ролей по ходу игры;
- перемещение от одной группы детей к другой, включение их в игру.
Остальным детям необходимо предоставлять возможность самостоятельных действий, по желанию. Чтобы перейти к другой роли допустимо использование лаконичной ролевой атрибутики, необходимой по смыслу сюжетных событий. Основой для игр могут быть сказочные сюжеты.
Неправильной тактикой в работе с детьми 3-5 лет будет:
- включение в игру с детьми без обозначения своей роли и без выяснения роли ребенка;
- обращение к детям во время игры по имени, без использования ролевого обращения;
- обучение точному воспроизведению профессиональных операций;
- навязывание предварительного плана игры и требование соблюдать этот план;
- требовать от детей соблюдать взятую на себя роль на протяжении всей игры;
- организация детей для игры по единому сюжету, управление и контроль за действиями участников так, чтобы все казались занятыми;
- использование подробной ролевой атрибутики;
- ограничения в игре только семейной тематикой или профессиональными ролями.
При организации игр с детьми в возрасте 5-7 лет детям важно:
- использование новых форм игр;
- участие в предварительной самостоятельной игровой деятельности;
- предоставление возможности самостоятельного распределения ролей и игр по сюжету без четкого завершения;
- использование сказочных мотивов в играх-придумываниях и подготовительном периоде самостоятельной игры;
- получение образцов соединения сказочных и фантастических элементов с реальными, что дает новый виток детского творчества;
- действия педагога как равноправного партнера, что вносит нормативные способы распределения ролей в сложившихся между детьми отношениях.
Неправильной тактикой в данном возрасте будет:
- использование предметно-игровых действий в рамках привычного сюжета;
- нацеливание детей на детализацию ролевых действий, а не на процесс творческого развития сюжета;
- заблаговременное задавание сюжета игры с определенным порядком событий;
- требование довести сюжет до конца, выполнив одну роль, принятую в самом начале;
- стимулирование только игры по реалистическому сюжету, подбор для игры материалов и атрибутов, наводящих детей на воспроизведение профессиональных функций взрослых;
- вмешательство в отношения сверстников, назначение детей на главные роли.
Игра обладает собственными законами развития, для каждого возраста характерен собственный этап. Развиваясь игра поднимает ребенка на новую ступень осознания мира предметов и человеческих отношений.
Иными словами, выделяют 3 ступени в формировании сюжетно-ролевой игры:
- 1 ступень (1,5-3 года) – педагог стимулирует ребенка осуществлять условные действия с предметами;
- 2 ступень (3-5 лет) – педагог стремится сформировать у детей умение принимать роль, переходить в игре от одной роли к другой;
- 3 ступень (5-7 лет) – дети овладевают умением придумывать разнообразные сюжетные игры.
Игры можно использовать при планировании и прогнозировании поведения ребенка в определенных ситуациях его будущей деятельности. Тактика игрового взаимодействия взрослого и детей при руководстве сюжетно-ролевой игрой, помогает детям в организации игры, обогащении ее содержания, делая ее интересной и увлекательной.