Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Взаимодействие школы и семьи в трудовом воспитании младших школьников

Основы трудового воспитания младших школьников

Определение 1

Трудовое воспитание – это направление воспитательной деятельности, ориентированное на формирование у детей элементарных трудовых навыков, способностей к труду, уважительного отношения к его разных видам, а также на воспитание у них трудолюбия.

Младший школьный возраст является сензитивным периодом трудового развития ребенка. В это время формируются его взаимоотношения с окружающим миром, накапливаются знания о нем, чувства становятся мотивами поведения ребенка, а психическая сфера характеризуется податливостью к восприятию разнообразных ценностей и нравственных ориентиров.

Трудовые навыки носят осознанный характер. Потому, в младшем школьном возрасте следует уделить особое внимание их развитию. В этот период ребенок начинает уделять внимание осознанию своей деятельности, ее разным видам и направлениям. Он усваивает трудовые навыки, только после осознания их значения и актуальности развития для себя. Потому, в младшем школьном возрасте трудовое воспитание приобретает осознанный характер.

В основе трудового воспитания лежит:

  • Потребность учащихся в общении и социальном взаимодействии.
  • Организация совместной коллективной деятельности детей, как средства их самореализации, самовыражения и самоутверждения в коллективе сверстников.
  • Формирование культуры личности воспитанников.
  • Потребность учащихся в усвоение духовно-нравственных ценностей.
  • Потребность в признании и уважении.

При формировании трудовых навыков учащихся начальных классов, важно, обращать внимание на особенностей развития их когнитивной сферы, их эмоциональных проявлений. Это позволит сформировать позитивное трудовое взаимодействие детей и минимизировать риски развития бесконтрольного поведения в ходе выполнения трудовых операций учащимися.

Трудовые навыки в данный возрастной период приобретают совместный характер. Ребенок осознает значимость своего вклада в общее дело, что развивает потребность в совершенствовании своих трудовых навыков, более качественном выполнении трудовых операций.

В воспитании трудовых навыков учащихся начальных классов огромное значение имеет и семья. Потому, школы организуют взаимодействие с семьями учащихся в направлении их трудового развития.

«Взаимодействие школы и семьи в трудовом воспитании младших школьников» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Проблемные аспекты организации взаимодействия начальной школы с родителями

Организация взаимодействия учебного заведения с родителями имеет важное воспитательное значение. При этом, данное взаимодействие, его продуктивное формирование сталкивается с рядом проблем, от решения которых зависит не только построение доверительных и целеориентированных отношений с родителями учащихся, но и полноценное развитие детей, профилактика рисков развития девиантных форм поведения.

Трудовое воспитание требует своего осуществления как в семье, так и в учебном заведении. Если школа активно выполняет свои воспитательные функции, то семья может не ориентироваться на трудовое воспитание своего ребенка. Родители часто перекладывают ответственность за формирование различных навыков ребенка (в том числе и трудовых) на образовательную систему, учебные заведения. Но тут, возникает проблема не реализации принципа единой направленности воспитания: оно носит односторонний характер. Воздействие семьи на формирование привычек и норм поведения ребенка, в большинстве случаев, оказывается гораздо сильнее, чем воздействие педагогов. И тогда воспитательные усилия школы сводятся на нет. Потому, важно организовать продуктивное взаимодействие родителей и учебного заведения в направлении формирования у младших школьников трудовых навыков.

Построение взаимоотношений с родителями в направлении трудового воспитания имеет проблемный характер. Оно сопряжено с:

  1. Непониманием родителями значимости реализации единой направленности воспитания;
  2. Несознательным отношением к привитию ребенку трудовых навыков (многие родители думают, что «когда-то ребенок сам всему научиться» и все делают за него);
  3. Неблагоприятным внутрисемейным микроклиматом, не мотивирующим учащихся к усвоению норм и правил социального поведения и трудовому развитию;
  4. Непонимание родителями потребностями ребенка в самостоятельности. По мере взросления ребенок стремится к самостоятельному выполнению различных действий. Это касается и трудовых операций. Излишняя опека родителей и страх за ребенка не дают учащимся почвы для активизации своей трудовой самостоятельности и требования школы в отношении трудового развития детей, также, не находит отклика в семье.

В организации взаимодействия школы с родителями по вопросам трудового воспитания требуется прийти к пониманию, сформировать партнерское взаимодействие и выработать единую воспитательную стратегию работы. В основе организации этого партнерства лежит вера в личность учащегося, в его силы и возможности, а также уважение его потребностей и интересов.

Психолого-педагогические условия формирования трудовых навыков младших школьников в ходе взаимодействия школы и семьи

Формирование трудовых навыков учащихся начальной школы требует последовательной и систематичной воспитательной работы, реализуемой в тесной связи с семейным трудовым воспитанием ребенка.

Основными психолого-педагогическими условиями формирования трудовых навыков младших школьников в ходе организованного взаимодействия семьи и школы являются:

  1. Учет индивидуальных и возрастных особенностей развития учащихся;
  2. Реализация потребности учащихся в коммуникации, общении и взаимодействии со сверстниками;
  3. Систематическое руководство родителями и педагогами формированием трудовых мотивов деятельности учащихся;
  4. Постоянство формирования трудовых привычек учащихся. Они должны формироваться в разных видах деятельности, разных условиях, при разных обстоятельствах;
  5. Образцовое поведение родителей и педагогов. Они должны демонстрировать пример трудолюбия и уважения к разным видам труда;
  6. Реализация самовыражения учащегося через разные виды трудовой деятельности.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 25.11.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot