Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Взаимосвязь стиля семейного воспитания и личностных черт детей младшего школьного возрата

Роль семьи в воспитании ребенка

Определение 1

Стиль семейного воспитания – это способ родительского отношения к ребенку, определенные методы и приемы воздействия на ребенка, которые выражаются в манере словесного обращения.

Семья является традиционным главным институтом воспитания детей. Приобретая в семье в детские годы, ребенок сохраняет приобретенное на всю жизнь. Значительную часть своей жизни ребенок находится в семье, поэтому важность института семьи не может сравниться ни с одним другим.

Основы личности ребенка закладываются именно в семье, которая может выступать как положительный и, как отрицательный фактор воспитания. Положительная сторона воздействия на личность ребенка связана с любовью и заботой о нем самых близких для него людей – родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестер. Однако в воспитании ребенка ни один социальный институт не может нанести столько вреда, сколько это может сделать семья.

Семья в воспитании играет основную и долговременную роль, представляя собой коллектив особого рода. Ребенок, обычно, бывает такой, каковы его родители, так, например, если мама очень тревожная, то тревожным будет и ребенок, честолюбивые родители воспитают ребенка с комплексом неполноценности, а несдержанный отец, формирует подобный себе тип поведения у своих детей.

Чтобы положительное влияние семьи на ребенка максимизировать, а отрицательное свести к минимуму, необходимо определить внутрисемейные социально-психологические факторы, несущие воспитательное значение. В воспитании главным является достижение душевного единения и нравственной связи родителей и ребенка.

Воспитание должно быть продолжено и в старшем возрасте, его нельзя пускать на самотек и оставлять ребенка наедине с собой.

Свой первый жизненный опыт, свои первые наблюдения ребенок получает в семье и учится как вести себя в разных ситуациях, а то, чему его учат родители должно подкрепляться собственным их примером. Теория не должна расходиться с практикой.

«Взаимосвязь стиля семейного воспитания и личностных черт детей младшего школьного возрата» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

В процессе общения у родителей и ребенка вырабатываются определенные принципы – принятие ребенка таким, какой он есть, эмпатия взрослых, принятие позиции ребенка, адекватное отношение родителей к происходящему, т.е. конгруэнтность. У родителей к ребенку, обычно, безусловная любовь, но бывает и так, когда ребенок не соответствует родительским ожиданиям, тогда он отвергается, отношение к нему меняется и становится хуже. В таких случаях ребенок не уверен в родителях, потому что он не чувствует эмоциональной безопасности.

Ребенок родителям может быть вообще безразличен, как часто бывает в семьях, злоупотребляющих алкоголем, однако и в благополучных семьях такое тоже может быть, только причины такого отношения другие, например, ребенок родился, вопреки желанию родителей.

Роль в семье матери и отца

Роль отца в семье во все времена была ведущей, он являлся опорой семьи, но, с распространением городского образа жизни всё чаще руководит семейной жизнью женщина-мать. Поскольку доля отца в семейных делах сокращается, то и авторитет его значительно стал снижаться. Труд отца выходит за пределы семьи, дети не видят трудового примера, потому что в современных квартирах всё есть. Несмотря на это отец всё равно является силой и опорой семьи во всех житейских вопросах.

Современная действительность такова, что во всех детских учреждениях работают в основном женщины, поэтому дефицит мужского влияния становится сильно ощутимым. Отсутствие отца ведет к развитию трусости, замкнутости, обособленности, агрессивности и упрямства, особенно у мальчиков и дефицит отцовского влияния делает воспитание ущербным.

Мужчина-отец рядом с детьми проявляет такие свои качества, как доброта, отзывчивость, верность, а это значит, что не только отец воспитывает, но и ребенок воспитывает отца. В неблагополучных же семьях отец наносит огромный вред воспитанию детей, увеличивая количество детских неврозов.

Роль матери в семье незаменима, она учит любви и доброте, дает первые уроки человечности, душевного отношения к человеку. Женщина-мать обладает особым эмоциональным влиянием, теплотой, сердечностью, мягкостью и чуткостью. Женщина-мать не только воспитатель своего ребенка, она хозяйка, все домашние дела лежат на ней. Помимо основной работы, она работает ещё и дома.

Средняя домашняя нагрузка женщины, как подсчитали социологи, в два раза больше средней домашней нагрузки мужчины, а общая трудовая нагрузка больше мужской на 15-20%. Такая нагрузка приводит к переутомлению и нервозности, которые в свою очередь сказываются на семейных взаимоотношениях и на воспитании. Сочетание семейных и профессиональных функций приводит к большому нервному напряжению.

Замечание 1

В семье у ребенка обязательно должны быть и мать, и отец, воспитывающие и женское и мужское начало – с одной стороны ребенок должен быть добрым чутким, а с другой стороны мужественным, сильным и волевым, потому что сочетание этих качеств формирует полноценную личность.

Стили семейного воспитания и личностные черты младшего школьника

Определение 2

Стиль семейного воспитания – это способы отношений родителей к своему ребенку, которые имеют педагогическое воздействие и выражаются в словесном обращении и взаимодействии.

Стиль семейного воспитания может быть авторитарный, либеральный, попустительский, демократический. Однако, как считает И.С. Кон, родители не всегда практикуют один стиль воспитания, а чаще пользуются компромиссным вариантом.

При авторитарном воспитании преобладающим воспитательным методом является требование, что считается главным методом передачи общественного навыка ребенку.

Авторитарный стиль воспитания, по мнению Т.А. Куликовой, характеризуется большой централизацией управления с преобладанием единоначалия. Доминирующей формой управления ребенком являются указы, которые могут отдаваться в суровой или слабой форме, также может быть использована просьба, но таким образом, что не выполнить её просто невозможно.

Авторитарные родители строго контролируют поведение ребенка и очень строго спрашивают выполнение указаний и поручений. Проявить инициативу ребенок не может, потому что она не поощряется или же возможна в строго конкретных рамках. Ребенок, растущий в такой семье, нерешителен и замкнут. Что касается мальчиков, то они могут быть непокорными и враждебными, а девочки обычно подчиняются родителям.

Авторитарный стиль воспитания уже в младшем школьном возрасте формирует такие черты личности ребенка как слабую жизненную позицию, неумение отвечать за свой выбор и принимать решения. Кроме этого ребенок теряет собственное «Я» и личные желания. Есть и второй вариант развития событий – происходит формирование властной персоны с большой озлобленностью на родителей и решением проблем при помощи силы.

Либеральный стиль воспитания никак не регламентирует поведение ребенка, в такой семье отсутствуют запреты и определенные правила, предоставляется много свободы. Ребенку ни в чем не отказывают и исполняют все его желания. Личностными чертами ребенка, воспитывающегося в либеральном стиле, может быть неповиновение и злость, импульсивность и неадекватность.

Ребенок, при отсутствии каких-либо пределов и общепризнанных мерок поведения, может быть тревожен с нервными срывами и депрессией во взрослой жизни. Ребенок с либеральным воспитанием ждет от других к себе такого же отношения, как и от своих родителей, а когда встречается с системой ограничений и законов, у него начинаются проблемы в школе.

Демократический стиль воспитания признает и поощряет независимость ребенка, оказывая ему психологическую поддержку, проявляют любовь, сочувствие, теплое отношение. Родители гордятся успехами ребенка и помогают ему в их достижении. Они обсуждают с ребенком определенные правила поведения, принимают во внимание позицию ребенка и допускают перемены своих условий в разумных пределах.

Никто из членов семьи не занимает доминирующего положения. Благодаря сотрудничеству и взаимодействию, такая семья во всем находит компромисс, поэтому формируется гармоничная семейная атмосфера, а возникающие проблемы решаются без ссор и борьбы за власть. С возрастом, ребенок демократического стиля воспитания, ощущает ответственность за собственные действия и умеет контролировать самого себя.

Личностными чертами такого ребенка является умение самостоятельно решать проблемы и нести ответственность за свои поступки, быть инициативным, целенаправленным и доброжелательным во взаимоотношениях с другими людьми. Важными личностными чертами также является способность приходить к соглашению, находить компромисс, иметь свою точку зрения и слушать мнение других.

Попустительский стиль воспитания называют дозволительным и снисходительным, при котором ребенку не предъявляется никаких условий. Желания ребенка выполняются безоговорочно, родители уделяют ему много времени, но не держат контроль и не обучают манерам поведения. Четких правил для ребенка не существует, и он может делать всё, что захочет.

Родители уверены, что ребенок должен делать выбор самостоятельно, а их задача полностью поддерживать его решение. В результате ребенок становится просто испорченным. Будучи взрослым, ребенок, воспитанный в попустительском стиле, может заняться антиобщественной деятельностью.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 19.05.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot