Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Роль наследственности и среды в психическом развитии ребенка

Все предметы / Психология / Роль наследственности и среды в психическом развитии ребенка

Основные направления развития психики

В психическом развитии ребенка выделяют факторы, которые оказывают на него непосредственное влияние. Они могут ускорять либо замедлять развитие, способствовать ему либо препятствовать.

В настоящее время в психологии существует множество теорий, которые описывают психическое развитие личности человека. Они имеют общие черты и различия. Принято разделять биологизаторское и социологизаторское направления развития психики. Рассмотрим их подробнее.

Биологизаторское направление развития психики

Данное направление определяет человека как биологическое существо, которое от природы имеет определенные способности, особенности поведения и психические характеристики.

Наследственность здесь выполняет ведущую роль. От нее зависит темп и предел развития ребенка, окажется ли субъект способным к чему-либо или нет. Среда играет здесь роль лишь определенного условия, который будет способствовать развитию заложенных от природы предпосылок развития.

Многие ученые-психологи считают, что наследственность определяет темперамент личности ребенка и задатки его способностей.

Следует учесть факт, что у разных детей функционирование нервной системы может происходить по-разному. Наличие сильной нервной системы с преобладанием процессов возбуждения определяет холерический тип темперамента, а сильная нервная система с уравновешенностью процессов возбуждения и торможения дает сангвинический тип темперамента.

Особое влияние на психическое развитие ребенка оказывают наследственные задатки. Они облегчают или усложняют процесс развития. Здесь также следует учитывать активность ребенка, так как заложенные задатки могут развиваться только в процессе какого-либо вида деятельности.

Социологизаторское направление развития психики ребенка

Данное направление имеет противоположный подход. Оно берет свое начало в XVII веке и базируется на взглядах философа того времени Дж. Локка.

По мнению Локка, ребенок с рождения не обременен наследственностью, он в процессе своего развития становится таким, как его хотят видеть окружающие его родственники, воспитатели и т.д.

Готовые работы на аналогичную тему

Влияние среды на психическое развитие ребенка

Как правило, учитывают такой фактор, влияющий на психическое развитие ребенка, как среда.

Природная среда оказывает по большей части опосредственное влияние на психическое развитие ребенка через традиционные формы трудовой деятельности и культуру, свойственную той или иной общности, которая определяет форму воспитания ребенка.

Социальная среда определяет непосредственное влияние на психическое развитие ребенка. Она представляет собой совокупность социума, его культуры, традиций, идеологий, уровня развития науки и искусства, а также близкое окружение ребенка, состоящие из родителей, педагогов, ровесников, близких родственников.

Изучение роли наследственности и среды в формировании психики ребенка

Изучение роли биологических и социальных факторов в психическом развитии ребенка являлось довольно распространенной темой исследований многих ученых-психологов.

Американский исследователь Дж. Болдуин выделял социальную среду как ключевой фактор, который определят развитие психики человека. Формирование самооценки и ценностей происходит внутри социума, поэтому его влияние очевидно. Также Дж. Болдуину принадлежит концепция познавательного развития детей. По его мнению оно включает в себя несколько стадий. Первая стадия начинается с развития врожденных двигательных рефлексов, затем идет стадия развития речи, а заключительной является стадия развития логического мышления.

Особая роль в изучении влияния наследственности и среды на развитие психики ребенка принадлежит немецкому психологу В. Штерну. Основой его работ были исследования формирования личности и духового развития. Он определял психическое развитие ребенка как процесс саморазвития врожденных задатков, которые регулируется той средой, где растет и развивается ребенок. Человек не осознает себя при рождении, в этом ему помогает среда, которая формирует и структурирует его внутренний мир. Ребенок берет от среды то, к чему имеет склонность, а то что ему противоречить, он отвергает. Теория В. Штерна называется теорией конвергенции. Она учитывает влияние на психическое развитие ребенка двух факторов: наследственности и среды.

Ключевым аспектом в развитии ребенка В. Штерн считал конфликт между давлением средой и личностью ребенка. Он приводит к возникновению отрицательных эмоций, которые стимулируют развитие самосознания. Таким образом, эмоции влияют на процесс социализации и способствуют развитию рефлексии у детей. Также В. Штерн изучал познавательное развитие детей, в особенности процессы мышления и речи. Он выделил пять этапов развития речи детей и подробно их описал.

Социолог и психолог М. Мид ведущую роль в психическом развитии детей отвел социокультурным факторам.

Предметом изучения М. Мид являлись особенности полового созревания, формирования самосознания и самооценки у субъектов различных этносов. Она делала акцент на зависимости этих процессов от традиций, культуры, воспитания, обучения, стиля общения в семье. Она ввела термин «инкультурация», который представляет собой процесс научения в условиях определенной культуры. М. Мид выделила три типа культуры:

  • Постфигуративные культуры, где дети и взрослые учатся у своих предшественников;
  • Кофигуративные культуры, где дети и взрослые учатся у своих ровесников;
  • Префигуративные культуры, где взрослые могут учиться у своих детей.

М. Мид внесла большой вклад в развитие психологии, так как показала роль социальной среды и культуры в психическом развитии личности.

Замечание 1

Наследственность и среда представляют собой определяющие факторы в развитии психики ребенка. Их влияние является темой исследований многих ученых-психологов.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Яна Игоревна Архипенко

Эксперт по предмету «Психология»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис