Социализация – это процесс включения индивида в социальную среду через усвоение ее норм и правил, знакомство с ценностями и особенностями функционирования. Социализация индивида реализуется при его взаимодействии с другими ее членами. Вне этого взаимодействия социализация невозможна.
Проблема социального развития личности является наиболее острой в настоящее время. Общество предъявляет высокие требования к социальному статусу личности и социальному развитию подрастающего поколения. Это обуславливает акцентирование особого внимания на социализации детей раннего возраста. Она происходит при поступлении ребенка в дошкольное образовательное учреждение и его адаптации к новым условиям. В этот период развития ребенок проходит первичный этап своего социального становления и развития.
Условия продуктивной первичной социализации детей раннего возраста
Для эффективности протекания процесса социального становления и развития ребенка раннего возраста, в системе дошкольного образования должны быть созданы следующие условия:
- Комфортная среда для развития ребенка. Требуется создание благоприятного психоэмоционального микроклимата, соблюдение санитарно-гигиенических норм пребывания ребенка в ДОУ.
- Организация разных видов детской деятельности.
- Создание условий для полноценного общения детей и их плодотворного взаимодействия со взрослыми.
- Установление взаимодействия в социальном направлении развития с семьями детей. Требуется выработать единую направленность социального развития в ДОУ и в семье.
Социальное развитие воспитанников – важное направление образовательной деятельности ДОУ и приоритетная функция ее деятельности на современном этапе развития общества. При этом, семья является лучшим институтом воспитания. В семье воспитательный процесс реализуется непрерывно, а следовательно, и социальное развитие ребенка наиболее полно и естественно протекает в семье. Участие родителей в этом процессе – важное условие полноценного социального развития ребенка и успешного протекания первичной этапа социализации.
Таким образом, для успешной социализации детей раннего возраста требуется установление личностного взаимодействия воспитателей с родителями и выработки единой направленности их воспитательной работы.
Открытость сторон как ведущее условие организации взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников раннего возраста
Организация взаимодействия дошкольного учреждения с родителями детей младшего возраста требует проявления открытости обеих сторон в ходе этого взаимодействия. Это означает построение естественных личностных отношений между взрослыми, их объединение общей целью деятельности, признание сторонами равнозначности деятельности друг друга и исключение подавления и занижения роли ни одной из сторон. Это требует перестройки системы работы ДОУ, создание гибкого образовательного пространства, его ориентации на потребности семей и воспитанников и выработку гуманистической направленности отношений между воспитателями и воспитанниками, между воспитанниками, между воспитателями и родителями.
Открытость сторон при установлении взаимодействия между ДОУ и родителями воспитанников реализуется по следующим направлениям деятельности:
- Создание в ДОУ и в семье развивающей среды единой направленности: опора на идентичные принципы воспитательной работы, интеграция воспитательной деятельности, использование взаимодополняющих линий взаимодействия;
- Полноценная открытость воспитательного процесса для родителей. Они должны знать о всех моментах деятельности ДОУ, всех аспектах пребывания ребенка в социальном пространстве дошкольного учреждения, знать содержание детской деятельности, всего учебного-воспитательного процесса и информироваться о проблемах развития ребенка, его успехах, достижениях, неудачах, социальном уровне развития;
- Согласование воспитательных действий сторон. Предполагается разработка единой программы воспитания и развития ребенка, требующей от семьи и ДОУ выполнения одних и тех же целей и задач, реализации содержания воспитательного процесса;
- Повышение педагогической культуры родителей. Это направление деятельности является двусторонним процессом: ДОУ просвещают родителей по вопросам воспитания и развития личности, информируют о важности проведения тех или иных воспитательных мероприятий, развития определенных навыков, учета психологических и возрастных параметров развития детей раннего возраста при использовании определенных воспитательных воздействий, мер, а родители проявляют заинтересованность деятельностью ДОУ и развитием своего ребенка и стремятся следовать, полученным рекомендациям, повышать свою педагогическую компетентность и ориентироваться на следование единой воспитательной линии деятельности с ДОУ.
Включение родителей в образовательный процесс ДОУ на этапе адаптации детей раннего возраста
Родители не всегда готовы к участию в образовательном процессе ДОУ. А это является, практически единственно значимым условием эффективного протекания процесса адаптации ребенка раннего возраста к новому социальному пространству и обеспечивает полноценное социальное развитие малыша.
Чтобы привлечь родителей к сотрудничеству, установить с ними партнерские отношения необходимо организовать сопровождение родителей, их психолого-педагогическое просвещение, ориентированное на включение родителей в образовательную работу ДОУ в адаптационный период. Это позволит создать у ребенка адекватный образ социального поведения и позитивно пройти социальную адаптацию.
Сопровождение семьи воспитанников реализуется в опоре на принципы индивидуализации обучения и сопровождения, гуманистического общения, коммуникации, диалогического подхода деятельности. Кроме того, сопровождение требует проведения предварительного диагностирования и мониторинга социального развития детей раннего возраста в семьях, уровня их социальных навыков и развития социальной компетентности. Также, изучается воспитательный потенциал семьи, отношения родителей к воспитанию, их взгляды и идеология, ценности и семейные традиции. Это позволяет выбрать оптимальные формы и методы сотрудничества с конкретной семьей и достичь положительных итогов привлечения родителей к образовательному процессу.