Проблемы развития связной речи в процессе обучения дошкольников родному языку
Связная речь – это процесс деятельности говорящего, являющийся вместе с тем, продуктом и результатом этой деятельности - текстом, высказыванием.
Н. П. Ерастова выделила четыре основных группы связей в связной речи:
- логические – отнесенность речи к объективному миру и мышлению;
- функционально-стилевые – отнесенность речи к партнерам по общению;
- психологические – отнесенность речи к сфере общения;
- грамматические – отнесенность речи к структуре языка.
Этими связями определяется насколько соответствует высказывание объективному миру, отношение к адресату и соблюдение языковых законов.
Связная речь – это речь, которая может быть понятна на основании ее собственного предметного содержания, она характеризуется:
- содержательностью – хорошим знанием предмета, о котором идет речь;
- точностью – правдивым изображением окружающей действительности, подбором слов и словосочетаний, наиболее подходящих под данное содержание;
- логичностью – последовательным изложением мыслей;
- ясностью – понятностью для окружающих;
- правильностью, чистотой и богатством, то есть разнообразием.
Речь может быть несвязной по двум основным причинам: эти связи не осознанны и не представлены в мысли говорящего, или если мысли говорящего не выявлены в его речи надлежащим образом.
При развитии у ребенка связной контекстной речи, ею не вытесняется ситуативная, ребенок, как любой взрослый использует то одну то другую, в зависимости от того, что требуется сообщить, а также от характера самого сообщения. Иными словами, контекстную речь используют тогда, когда требуется связно изложить предмет, выходящий за пределы ситуации.
На результат обучения связной речи влияет масса причин. В первую очередь от социальной среды, обеспечивающей ребенку речевое общение. Упущенные возможности речевого развития в дошкольный период практически невозможно восполнить в школьное время, поэтому так важно вовремя организовать развивающую среду.
Развивающий потенциал определяется богатством речи, которая используется окружающими, активностью ребенка в процессе обучения, что влияет на общее развитие ребенка, его способность обучаться в школе.
Позже, при обучении грамоте, у ребенка формируется умение произвольно анализировать звуковой состав речи. Основы обучения родному языку закладывают основы умения свободного оперирования с синтаксическими единицами, чем обеспечивается возможность сознательно выбирать языковые средства.
Диалогическая речь, в большинстве своем ситуативная и контекстная, в связи с чем, она свернута. Диалогическая речь непроизвольная и реактивно мало организованная. Огромная роль здесь принадлежит клише и шаблонам, привычным сочетаниям слов. Иными словами, диалогическая речь более элементарная по сравнению с другими видами речи.
Взаимодействие семьи и детского сада по вопросам речевого развития детей-дошкольников
Взаимосвязь общественного воспитания и семейных устоев отражена в серии нормативно-правовых документов, включая «Положение о дошкольном образовательном учреждении» и Законе «Об образовании» и пр.
Так, закон «Об образовании» содержит положение, что родители – первые педагоги. Ими должны быть заложен базис физически, нравственно и интеллектуально развитой личности ребенка.
Каждое ДОУ занимается не только воспитанием детей, но и консультированием родителей в вопросах воспитания детей. Признание приоритета воспитания в семье требует нового типа взаимоотношений семьи с дошкольным учреждением. Новизну этих отношений определяют понятия «сотрудничество» и «взаимодействие». Под сотрудничеством понимают равное общение, в котором ни у кого нет привилегии указывать, контролировать и оценивать.
Основой взаимодействия педагога с семьей в вопросах создания единого пространства развития ребенка являются следующие принципы:
- преемственность согласованных действий – позиции обеих сторон выстраиваются на основании принципа единства требований, предъявляемых к ребенку дома и в ДОУ, уважение его как личности, а также распределение не только обязанностей, но и ответственности;
- гуманный подход предполагает необходимость признания достоинства и свободы личности, терпимость к мнению другого;
- открытость – новыми социальными изменениями в обществе к воспитателям предъявляются требования по открытости к взаимодействию с семьей воспитанника;
- индивидуальный подход к работе с каждой семьей;
- эффективность форм взаимодействия ДОУ и семьи – современная реальность требует изменения привычной ситуации и выстраивание системы взаимодействия с родителями. Форму взаимодействия избирают на основании региональных, культурно-исторических, социально-экономических, социально-психологических условий, интересов семьи, возможностей ДОУ и пр.;
- обратная связь – она необходима, чтобы изучать мнение родителей по разным воспитательным вопросам и деятельности ДОУ;
- поэтапность реализации – содержание взаимодействия ДОУ с семьей базируется на поэтапности, вычленяющей социальные аспекты и интегрирующей их со сферами индивидуальности.
Содержание взаимодействия с родителями реализуется посредством использования различных типов деятельности. Принято выделять традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия педагога и родителей дошкольников, суть которых в обогащении их педагогическими знаниями.
Коллективными формами взаимодействия являются родительские собрания, конференции, круглые столы и пр.
Групповое родительское собрание – это действенная форма взаимодействия воспитателей и коллектива родителей, организованное ознакомление их задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи.
Индивидуальные формы представлены педагогическими беседами с родителями, так это наиболее доступная форма установления связи с семьей. Беседа может выступать как самостоятельная форма или применяться в сочетании с другими, например, ее можно включить в собрание или посещение семьи.