Особенности современного мирового образовательного процесса
В современной педагогической науке происходит постоянное развитие и прогресс. Существенным образом изменяются основные аспекты разработки проблем организации педагогического процесса, использования методов и средств обучения и воспитания, которые характеризуются гуманностью и большей эффективностью.
В организации обучения школьников реализуются принципы демократизации, диверсификации, дифференциации обучения.
Постоянством отличается внедрение новых тенденций образования, в экспериментальной педагогике активным образом распространяются инновационные идеи, которые широко используются в качестве эффективных педагогических методов.
Основные аспекты современного развития мирового образовательного процесса
В качестве основных аспектов современного развития мирового образовательного процесса могут быть названы следующие:
- разработка проблем индивидуализированного обучения, позволяющего учитывать в воспитательно-образовательном процессе способности и интересы учащихся;
- необходимость увеличения внимания к личности детей, которая может быть осуществима за счёт уменьшения количества учащихся в классе, изменений, касающихся классно-урочной системы;
- реализация на практике интенсификации образовательно-воспитательного процесса.
Основными компонентами индивидуализации обучения школьников являются:
- наличие индивидуального режима (гибкого расписания);
- присутствие индивидуального ритма в изучении учебного материала;
- организация самостоятельной работы школьников с использованием особых дидактических материалов;
- разработка и внедрение фиксированного минимума и максимума объёмов в усвоении учебной информации;
- организация подвижных учебных групп;
- выполнение учителем роли консультанта и координатора учебной работы;
- самостоятельность в выборе режимов обучения;
- обеспечение сотрудничества учеников и учителя на уроке.
В современной практике образования широкую популярность приобретают как традиционное, так и нетрадиционное обучение.
Традиционное обучение можно охарактеризовать следующим образом:
- в процессе обучения обеспечивается реализация принципа последовательного формирования знаний, умений и навыков;
- используются разнообразные по форме уроки – уроки-открытия, уроки-дискуссии, уроки-экскурсии и т.д.
Основными особенностями нетрадиционного обучения являются:
- деление на две группы – репродуктивная и поисковая ориентация;
- постепенность во внедрении предложений, которые касаются режима, используемых методов и форм в обучении;
- реализация на практике комплекса нестандартных приёмов обучения;
- внедрение инноваций, направленных на развитие у детей творческих способностей, инициативы, в связи с чем важность приобретает организация самостоятельной работы учащихся;
- активное использование разнообразных технических средств в качестве одного из мощных источников информации и самообразования.
Применение в процессе обучения технических средств позволяет преодолению стереотипности уроков, успешному ведению индивидуальных занятий с учащимися, а также управлению учебным процессом. Технический прогресс, происходящий в современном обществе, способствует созданию новых технологий обучения, которые содействуют увеличению информативности, интенсивности и результативности образования.
К примеру, к таким технологиям относится информационно-коммуникационные технологии. Персональный компьютеры, мультимедийные программы, устройства и их использование в образовательно-воспитательном процессе способствуют изменению преподавания школьных учебных курсов, оптимизируют процесс понимания, запоминания и усвоения школьниками учебного материала, повышают мотивацию обучения и эффективность уроков, а также обеспечивают реализацию идеи развивающего обучения, при этом совершенствуются формы и методы организации образовательно-воспитательного процесса.