Система педагогического образования в России
Педагогическое образование играет важную роль в обеспечении качества профессиональной подготовки кадров для обеспечения всех сфер функционирования государства и общества. Современные условия развития общества способствуют расширению сферы педагогической деятельности, выпускники ВУЗов участвуют в организации социально-педагогической, воспитательной, культурно-просветительской, коррекционно-развивающей, управленческой работы.
В современных условиях система педагогического образования готовит специалистов, осуществляющих профессиональную деятельность в разных типах образовательных учреждений: в дошкольных образовательных учреждениях, в учреждениях, на базе которых представляется возможным получение общего среднего, высшего и послевузовского образования, в учреждениях. Дающих специальное образование лицам, имеющим ограниченные возможности здоровья и др.
Педагогическое образование представляет собой приоритетную и системообразующую область в образовательной сфере, которая способствует:
- обеспечению формирования профессионально компетентной личности педагога, который подготовлен к самостоятельному и творческому решению профессиональных задач, осознаёт значение педагогической деятельности для личности и общества, несёт ответственность за её результат;
- обеспечению условий для социальной стабильности и развития общества;
- функционированию государства и общества.
Система педагогического образования России представлена следующими структурными компонентами:
- совокупность преемственных профессиональных образовательных программ, реализуемых в среднем, высшем и послевузовском педагогическом образовании;
- сетью взаимодействующих между собой организаций, предоставляющих возможность получения среднего, высшего и послевузовского педагогического образования;
- федерально-региональной системой управления педагогическим образованием.
Непрерывное педагогическое образование (НПО) в России
Непрерывность педагогического образования в России гарантируется работой различных образовательных учреждений: педагогическое образование получают выпускники педагогического колледжа и училища, профессионально-педагогического и индустриально-педагогического колледжа, техникума, высшего учебного заведения (институт, университет, академия), учреждений повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических кадров.
Система отечественного НПО характеризуется интеграцией:
- создаются учебно-научно-педагогические комплексы,
- объединяющие дошкольные образовательные организации, школы,
- а также различные учреждения, предоставляющие начальное, среднее, высшее и послевузовское профессиональное образование.
Выпускники системы НПО востребованы не только в образовательных учреждениях. Поступают запросы на педагогов профессионального обучения от учебно-курсовых сетей предприятий и организаций, центров, осуществляющих подготовку, переподготовку и повышение квалификации незанятых граждан и т.д.
Современная система НПО является динамично развивающейся системой и характеризуется открытостью, многоступенчатостью, многоуровневостью, многофункциональностью и гибкостью. Основные показатели развития системы представлены в постоянном обновлении содержания и структурных компонентов педагогического образования всех ступеней и уровней.
В соответствии с Болонским процессом, педагогическое образование в России на современном этапе развития общества может быть представлено несколькими уровнями.
На базе общего полного среднего образования можно получить среднее специальное образование (колледж и техникум) и общее высшее образование с последующей профессиональной подготовкой в течение 18 месяцев, по окончании предоставляется диплом о среднем специальном образовании.
Аттестат о среднем образовании и среднем специальном образовании служат основаниями для возможности получения образования базового высшего образования (бакалавр), по окончании выдаётся диплом о высшем образовании (диплом бакалавра) с присвоением квалификации по избранной специальности.
Далее есть возможность получения полного высшего образования (магистратура), по окончании выдаётся диплом о высшем образовании (диплом магистра) с присвоением квалификации.
Повышение научной квалификации происходит при обучении в аспирантуре.