Понятие самосовершенствования педагога
Неотъемлемым компонентом, сопровождающим профессиональную подготовку и переподготовку педагога составляет необходимость осуществления такого вида деятельности, как профессиональное самосовершенствование. Данный вид деятельности педагогов представляет собой результат взаимодействия с социальной средой, в процессе которого происходит реализация потребности в развитии важных личностных качеств и компетенций, способствующих обеспечению успеха в осуществлении профессиональной деятельности и жизни.
Основные условия и специфические закономерности в достижении вершины профессионализма представлены в педагогической акмеологии, в качестве предмета которой выступает осуществление поиска основных факторов развития и самосовершенствования личности педагога, условия, в которых происходит её самореализация, самообразование, самоорганизация, самокоррекция.
В понятие профессионального самосовершенствования педагога включается наличие осознанного, целенаправленного процесса, в ходе которого повышается профессиональная компетентность, развиваются профессионально важные качества, соответствующие внешним социальным требованиям, а также условиям профессиональной деятельности.
Основные параметры самосовершенствования педагога
Основными параметрами, характеризующими развитие профессионализма педагога, являются
- структура (выражается в последовательности вхождения специалиста в профессиональную педагогическую деятельность);
- направленность (выражается в качестве системного качества, структурными компонентами которого являются отношение к профессиональной деятельности, потребность в ней, готовность к её осуществлению);
- противоречия (являются результатом взаимодействия различных факторов и основы развития);
- время профессионального развития педагога (время, определяющее существование системы факторов);
- наличие неравномерности и гетерохронности в формировании профессиональных качеств;
- непрерывность обратного влияния результатов предшествующих этапов на последующие, выступающие в качестве вторичных условий её развития.
Формы самосовершенствования педагогов
Самосовершенствование педагога может быть осуществлено в процессе самовоспитания и самообразования.
Самовоспитание представляет собой деятельность педагога, целью которой является систематическое развитие положительных качеств личности и устранение негативных качеств.
Под профессиональным самообразованием понимается совершенствование накопленных профессиональных знаний, умений и навыков, которое опосредуется практикой, с целью повысить уровень профессиональной компетентности.
В процессе профессионального самосовершенствования повышается уровень духовного-нравственного развития личности педагога, совершенствуются профессионально значимые качества, знания, умения, навыки, развивается общая, правовая, педагогическая культур, эстетические и физические качества, совершенствуются навыки самостоятельной работы, вырабатываются умения управления своим поведением, потребностями, чувствами, осваиваются методы и приёмы эмоционально-волевой саморегуляции.
Стадии профессионального развития личности
- 1 стадия – формируются профессиональные намерения, осуществляется выбор профессии;
- 2 стадия – осуществляется профессиональная подготовка;
- 3 стадия – специалист профессионально адаптируется;
- 4 стадия – стадия, на которой осуществляется профессионализация;
- 5 стадия – стадия, характеризующая мастерство педагога.