Под самообразованием обычно подразумевают познавательную деятельность, исполняемую человеком, которую он осуществляет по собственной воле и сознательно, контролируется им и приводит к совершенствованию каких-либо умений и качеств.
Самообразование – необходимая часть жизни любого культурного человека, которая непрерывно сопровождает его. В сегодняшнем мире самообразование может определять независимость личности и ее социокультурную самостоятельность. Самообразование – это не только накопление познаний, но и определённый путь становления и развития личности, вид духовной деятельности человека, ведущий к формирования собственного Я.
Функции самообразования
Одним из главных навыков, который требуется в любой работе, в том числе и педагогической, является способность к самообразованию.
Можно выделить несколько основных функций самообразования (по Князевой М .):
- экстенсивная, то есть получение новых знаний, и их накопление.
- ориентировочная функция, которая подразумевает осознание своего места в обществе.
- компенсаторная, то есть ликвидация пробелов в образовании, преодоление недостатков школьного образования.
- функция саморазвития подразумевает под собой усовершенствование своей памяти, мышления, мировоззрения, творческих способностей.
- методологическая функция означает преодоление педагогической узости.
- коммуникативная – установление взаимосвязей между науками, возрастами, профессиями.
- сотворческая – сопутствие творческой работе, её дополнение.
- функция омолаживания, которая подразумевает под собой преодоление инерции своего мышления.
- психологическая функция сохраняет полноту бытия, чувства принадлежности к интеллектуальному движению человечества.
- геронтологическая функция, то есть поддержание связи с миром.
Самообразование очень часто касается усвоения общих идей, преодоления профессиональной изолированности. Конкретизация миропонимания жизни и деятельности, корректировка ценностных устремлений – обязательная часть в самообразовании, которая имеет значение для каждого преподавателя. Мировоззрение обогащается средствами культуры, а позже выстраивается обществом и своей личностью.
Любому преподавателю нужно сконструировать собственную профессионально-образовательную стратегию, которая принимала бы во внимание его личные интересы, конкретные особенности и требования, а еще образовательную линию движения как способ достижения желаемой цели.
Образовательная линия движения – это возможность личности найти собственный образовательный путь, который удовлетворил бы потребность в образовании, получении квалификации в выбранной области, в интеллектуальном, физиологическом, нравственном развитии, спроса на рынке труда, самооценки способностей. Осуществление намеченного плана тесно связано с умениями самоорганизации и саморегуляции.
Средства самообразования
На современном этапе развитие образовательных учреждений, усовершенствование качества обучения и воспитания находится в прямой зависимости от уровня подготовки учителя. Безусловно, этот уровень должен непрерывно подниматься — участие в семинарах, конкурсах, практикумах, прохождение курсовой подготовки, но вне самообразования идея профессионального и личностного становления преподавателя неосуществима. В системе подготовки учителя принципиальное значение приобретает корректировка его личной манеры работы, которая происходит в процессе формирования опыта творческой деятельности и находится в зависимости от условий непрерывно меняющейся образовательной среды. Индивидуальная манера работы подразумевает развитие авторского мышления учителя, который проявляется в овладении творческими умениями анализировать условия образовательной среды, оценивать личные интеллектуальные ресурсы, предугадать результаты изменения образовательной среды, предсказывать итоги собственной деятельности, выявлять потребности общества в данный период и в возможности планировать гибкую модель личного образовательного маршрута в соответствии с перспективными нуждами общества.
Но, как бы ни были высоки способности учителя к самообразованию, не всегда данный процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют преподаватели, — это отсутствие времени, недостаток источников информации, отсутствие стимулов и др. Что же должно подтолкнуть учителя к самосовершенствованию, стать потребностью к развитию и саморазвитию и как данную потребность взростить?
Сейчас используются самые разнообразные формы организации самообразования педагога:
- особая образовательная подготовка (получение высшего образования либо 2-ой специальности);
- повышение квалификации (на курсах и в межкурсовой период):
- в рамках курсовой подготовки в ИПКРО
- с внедрением дистанционных технологий
- работа методических объединений, творческих групп
- проведение циклов лекций, семинаров, педагогических чтений
- средств массовой информации,
- вычислительной и оргтехники,
- библиотек, музеев,
- исследований, опытов,
- осмысления современного опыта и обобщения собственной практической деятельности
- создание портфолио
Итоги самообразования
Любая деятельность, разумеется, бессмысленна, если в ее результате не формируется некий продукт, либо нет каких-либо достижений.
И в личном плане самообразования учителя непременно должен существовать перечень итогов, которых он желает достигнуть за установленный срок.
Каковы могут быть итоги самообразования учителя:
- повышение качества преподавания предмета;
- разработанные либо изданные методические пособия, программы, заметки, сценарии;
- разработка новейших форм, приёмов и способов изучения;
- выступления, отчеты;
- разработка дидактических материалов, наглядностей, исследований;
- разработка методических рекомендаций по использованию новейших информационных технологий;
- проведение открытых уроков по собственным технологиям;
- создание комплектов педагогических разработок;
- проведение семинаров, тренингов, мастер-классов, конференций, обобщение опыта по исследуемой теме;
- повышение престижа образовательного учреждения.
Чем больше информации, способов и инструментов в собственной работе употребляет учитель, тем достигается больший эффект от его работы.
Показателям эффективности педагогического самообразования могут быть качество учебно-воспитательного процесса, организованного преподавателем и профессионально-квалификационный рост педагога.