Проблемы совершенствования, модернизации образовательной системы, оптимизации процессов формирования базовых компетенций актуализируют активные поиски концептуальных основ отечественного образования. Особое значение приобретает разработка системы педагогических принципов как методологических ориентиров в рассмотрении важнейших вопросов обучения и воспитания.
Подходы к дефиниции педагогических принципов
В наиболее общем виде под принципами в современной научной литературе понимается совокупность исходных, основных положений определенной теории, учения, теоретической программы, научной отрасли, мировоззрения; комплекс внутренних убеждений личности, регулирующий его отношение к окружающему миру, формирующих представление о социально одобряемых на конкретном историческом этапе развития поведенческих стереотипах, стратегиях.
Под педагогическими принципами в современной дидактике понимаются основные идеи, позволяющие оптимизировать образовательно-воспитательный процесс; положения, обеспечивающие достижение поставленных дидактических целей.
Классификация педагогических принципов
В наиболее общем виде совокупность общедидактических принципов может быть представлена следующим образом:
- Принцип природосообразности. Реализация данного принципа в современной школе направлена на воспитание природосообразной, экологически ответственной личности, способной прогнозировать последствия влияния собственных действий на социально-природную окружающую среду и самого человека.
- Принцип гуманизации может интерпретироваться как принцип социальной защиты личности обучающегося, принцип «очеловечивания» обучающихся, взаимодействия между всеми участниками образовательно-воспитательного процесса. Реализация данного принципа подразумевает осуществление педагогического взаимодействия на основании уважения прав обучающихся и педагогов.
- Принцип целостности подразумевает структурирование содержание обучения, обеспечение взаимосвязи и взаимообусловленности между всеми компонентами педагогического процесса.
- Принцип демократизации подразумевает отход от авторитарного стиля педагогического воздействия, заключается в предоставлении обучающимся свободы в процессах самосовершенствования, саморазвития.
- Принцип культуросообразности заключается в использовании воспитательного потенциала культурной модели, национально маркированных компонентов культуры.
Следует отметить, что все вышеперечисленные принципы выступают взаимосвязанными и взаимообусловленными в процессе практической реализации педагогического воздействия.
Принцип природосообразности в современной школе
Природосообразность как гуманистическое педагогическое направление наряду с принципами гуманизации и демократизации обучения вытекает из особенностей личности ребенка как главного объекта дидактики. Указанный принцип направлен на культивацию у ребенка определенных этических установок по отношению к природе, планете в целом, на формирование ресурсосберегающего и природоохранного мышления. Кроме того, реализация данного педагогического принципа направлена на максимально полный учет возрастных и индивидуально-личностных особенностей обучающегося, что позволяет снизить риск организации здоровьезатратного, здоровьеразрушающего образовательного процесса, осуществить конструирование педагогических условий, способствующих максимально полному раскрытию сущностных природных, внутренних сил обучающихся как природных существ, субъектов социальной жизнедеятельности.