Характеристика целей и положений Болонского процесса
Российское образование на протяжении последнего десятилетия претерпело преобразования, которые осуществляются, начиная с 2003 года – момента присоединения России на добровольной основе к Болонской декларации.
Под Болонским процессом понимается создание единого европейского пространства высшего образования.
В качестве основных целей Болонской декларации является необходимость установить европейскую зону высшего образования, а также активизировать европейскую систему высшего образования в мировом масштабе.
В основное содержание Декларации включены положения, которые можно представить следующим образом:
- обеспечение трудоустройства выпускников;
- внедрение в системе высшего образования двух уровней;
- реализация системы кредитных единиц;
- развитие мобильности студентов;
- реализация высшего образования по единому стандарту;
- введение непрерывного образования.
Более подробно остановимся на характеристике представленных выше положений Декларации.
В качестве одного из важных положений, используемых в Болонском процессе, является понимание трудоустройства выпускников, которое включает в себя ориентацию ВУЗов на формирование знаний студентов, впоследствии применимых и используемых на пользу народа своей страны и стран Европы. Для реализации данной задачи, формируется система востребованности академических степеней и других квалификаций на рынках труда европейских стран, а также система, обеспечивающая профессиональное признание квалификаций, присваиваемых определённым ВУЗом.
Для того, чтобы максимально упростить и облегчить систему профессионального признания, вводится повсеместное использование приложений к диплому, которые рекомендованы ЮНЕСКО. Выдача таких приложений производится бесплатно по запросам студентов, подлежит заполнению на языке страны базового вуза, а также на распространённом европейском языке (как правило, это английский язык); обладает строго регламентированной формой, состоящей из восьми разделов.
Одной из проблем высшего образования является наличие избыточного перечня специальностей, специализаций, а также различия между учёными степенями, которые получаются в университете и академии. Данная проблема может быть решена в ходе стандартизации степеней и специализаций, что ведёт за собой переход на двухуровневую систему образовательных и квалификационных уровней: бакалавр и магистр.
Бакалаврами являются специалисты, работающие по специальности или продолжающие обучение на второй ступени обучения – в магистратуре. Для магистра характерно наличие более глубоких фундаментальных знаний, а также ориентация на научную карьеру. Временные промежутки обучения: первый цикл – 3-4 года, второй – 1-2 года. По данной системе предусмотрено последующее последипломное образование в докторантуре, после 7-8 лет обучения у выпускника появляется возможность получения учёной степени доктора наук.
Одним из положений Декларации является развитие мобильности учащихся, которая предполагает следующее:
- необходимость обучения студента в зарубежном вузе семестр или учебный год;
- обучение происходит на языке той страны, в которой осуществляется обучение, либо на английском языке, эти же языки используются при сдаче текущих и итоговых испытаний;
- бесплатность обучения по программам мобильности.
При реализации Декларации возникает необходимость приведения высшего образования в различных странах к единому стандарту, данное положение реализуется в ходе разработки и внедрения сходных учебных планов.
Внедрение в жизнь непрерывного обучения позволяет людям в течение своей жизни получить не один, а несколько дипломов и ученых степеней, университеты в данном случае значительно улучшают финансово-материальное обеспечение за счет предоставления информационно-материальной базы для желающих продолжить обучение.
Многоуровневая структура высшего образования в России в соответствии с Болонской декларацией
В современной литературе выделено две модели реализации педагогического образования – специалитет (моноуровневая профессиональная подготовка) и многоуровневая подготовка по направлениям (бакалавриат и магистратура). Сравнительный анализ приводит к выводу о том, что применительно к педагогическому образованию специалитет создает более широкие возможности для приобретения педагогической квалификации, так как обучение студента в течение 5 лет способствует более качественной подготовке, кроме того:
- позволяет осуществить подготовку по двум смежным специальностям;
- обеспечивает более плавное включение студента в профессиональную деятельность;
- предоставляет более широкие возможности для осуществления педагогической практики.
Не соответствует заявленным целям и введение в практику кредитной системы учета трудозатрат. При помещении в рамки кредитно-модульной системы любых учебных дисциплины необходимо учитывать специфику учебного предмета, в частности, количества отводимых часов, форм отчетности и т.д. Происходит расхождение с целями и задачами Декларации осуществление контроля качества образования, а также расширение мобильности студентов, задача их трудоустройства.
Итак, в условиях российского образования Болонская Декларация имеет как положительные, так и отрицательные черты, при выполнении Болонских положений необходимо учитывать специфику национальной системы образования, сохранить отличительные черты, традиции.