Профессиональную культуру педагога характеризует наличие аксиологического, технологического и личностного компонентов.
Подробнее остановимся на описании каждого из представленных компонентов.
Аксиологический компонент
В общем смысле под аксиологией понимается философское учение о происхождении и сущности ценностей.
Аксиологический компонент профессиональной культуры педагога составляют основные педагогические ценности, которые распространены в современном образовании. Процесс педагогической деятельности способствует овладению комплексом определённых идей, концепций, знаний и умений, обладающих на данный момент большей значимостью, составляют педагогические ценности.
Под педагогическими ценностями понимаются внутренние, эмоционально освоенные регуляторы деятельности, определяющие отношение к окружающему миру, себе и моделирующие содержательный компонент профессиональной деятельности.
Изменяющиеся условия педагогической деятельности, а также развития образования, приводят к изменению, переоценке педагогических ценностей. В истории педагогики, к примеру, это можно проследить по эволюции теории обучения – осуществлялся постепенный переход от схоластической теории обучения к объяснительно-иллюстративному, а затем – к проблемно-развивающему.
В современной литературе педагогические ценности классифицированы следующим образом:
- общественно-педагогические;
- профессионально-групповые;
- личностно-педагогические.
Технологический компонент
Данный компонент в структуре профессиональной культуры педагога связан с педагогической деятельностью, в связи с этим в литературных источниках используется термин «деятельностный компонент».
В процессе профессиональной педагогической деятельности решается целый комплекс профессиональных задач, решение которых представляет собой технологию педагогической деятельности. Технология педагогической деятельности включает в себя приёмы и способы организации деятельности педагогов и может быть рассмотрена в контексте решения педагогических задач, включающих целеполагание, планирование, организацию, оценку и коррекцию.
В литературных источниках представлено наличие следующих бинарных групп педагогических задач:
- аналитико-рефлексивных,
- конструктивно-прогностических,
- организационно-деятельностных,
- оценочно-информационных,
- коррекционно-регулирующих.
Личностный компонент
В данном компоненте профессиональной культуры педагога отражается творчество педагога и его личностные качества. Реализация творчества в практической деятельности педагога требует наличия следующих личностных качеств: инициативы, индивидуальной свободы, самостоятельности, ответственности, готовности к риску, независимости суждений. Таким образом, профессиональная культура педагога характеризуется творческим приложением и реализацией педагогических способностей личности.
Одной из предпосылок творчества в педагогической деятельности является выделение своего профессионального Я из окружающей действительности, противопоставление себя в качестве субъекта объектам воздействия, а также осуществление рефлексии своих действий, слов, мыслей.
Творчество определяется как отличительная черта, присущая профессии педагога. В этой связи могут быть представлены специфические черты, которые присущи только педагогическому творчеству:
- регламентация во времени и пространстве – существует жёсткая связь между этапами творческого процесса (возникновением педагогического замысла, разработкой, реализацией замысла и оценкой);
- результат творческого педагогического поиска не сразу поддаётся оцениванию;
- зависимость проявления творческого потенциала педагога от методического, технического оснащения образовательно-воспитательного процесса.