Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Сущность профессионально-педагогической культуры

Профессионально-педагогическая культура и ее элементы

Определение 1

Профессионально-педагогическая культура – это интегральное свойство личности педагога, отражающее его владение общей культурой и культурными нормами, позволяющее ему реализовывать продуктивную педагогическую деятельность на высококвалифицированном уровне.

Профессионально-педагогическая культура является отражением уровня профессионального и культурного развития педагога, его профессиональной компетентности.

Достижение высокого уровня культурного развития педагога является необходимым условием его профессионального самосовершенствования. Его достижение необходимо для того, чтобы педагог овладел навыками культуроведческого преподавания, умело применял методы и средства обучения, строил положительное коммуникативное взаимодействие с учащимися и реализовывал свою деятельность на высоком профессиональном уровне.

Кроме того, наличие профессионально-педагогической культуры говорит о возможности применения педагогом творческого подхода в обучении, применения опыта, имеющегося у человечества, опоры на его культурные аспекты.

Профессионально-педагогическая культура включает в свой состав элементы, позволяющие педагогу продуктивно выполнять свою работу и использовать творческий подход для организации процессов обучения и воспитания. К ним относятся:

  1. Педагогическая ориентация личности. Данный компонент отражает любовь педагога к своей профессии, заинтересованность в достижении целей и задач образования, профессиональную активность, мотивацию к выполнению различных направлений педагогической деятельности, желание доводить начатое до логического завершения и сохранение высокого уровня работоспособности;
  2. Навыки саморегуляции. Они отражают способности педагога контролировать свои эмоции, сдерживать проявление чувств в различных образовательных ситуациях, оптимистично подходить к выполнению своих профессиональных обязанностей, преодолевать психологические барьеры;
  3. Педагогическая эрудированность. Она отражает наличие у педагога развитого мышления, критического профессионального подхода, авторитетной позиции у учащихся и стремление к постоянному расширению и углублению своих профессиональных знаний и навыков;
  4. Обладание психологическими знаниями. Они отражают наличие у педагога системы психологических знаний и навыков их практического применения в педагогическом процессе: индивидуальный подход к каждому учащемуся, выстраивание продуктивной системы социального взаимодействия с учащимися, другими педагогами и коллективом, умение понимать настроение и состояние учащихся, строить в соответствии с этим учебно-воспитательный процесс;
  5. Наличие нравственных качеств. Сюда входит наличие у педагога таких свойств, как: доброта, справедливость, терпимость, терпеливость, милосердие, сострадание;
  6. Профессиональный долг. Он отражает ответственное отношение педагога к своим профессиональным обязанностям, проявление повышенной требовательности к собственным профессиональным навыкам и реализация творческого подхода к выполнению своих профессиональных функций;
  7. Педагогический такт. Он предполагает проявление терпимости к чужой индивидуальности. Педагог должен с осторожностью использовать критику и порицание, не унижать учащихся. Необходимо активизировать их самостоятельность и проявлять доверие к ней, верить в каждого учащегося и его потенциал;
  8. Коммуникативные навыки. Они отражают умение педагога находить общий язык с разными учащимися, устанавливать положительные взаимоотношения;
  9. Гармонизация эмоционального и рационального компонента. Педагоги должны обладать навыками установления положительных взаимоотношений с разными возрастными категориями граждан, проявляя выдержку и самообладание, уважение и требовательность.
«Сущность профессионально-педагогической культуры» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Профессионально-педагогическая культура связана с переносом культурным норм и ценностей в профессиональную педагогическую деятельность. Ее формирование определяется индивидуальными особенностями развития личности педагога, текущим этапом социально-экономического развития общества и его культурной идеологией.

Связь общей и профессионально-педагогической культуры

Формирование профессионально-педагогической культуры связано с развитием у педагога качеств, отражающих его навыки профессиональной деятельности, стремление к развитию и повышению своей квалификации.

Поскольку, профессионально-педагогическая культура формируется под воздействием общего культурного развития общества на данной ступени его существования, отвечая тенденциям развития всех сфер общества, то она имеет тесную связь с общей культурой, динамикой ее развития и ценностями.

Чтобы понять сущность профессионально-педагогической культуры, освоить ее отдельные стороны, необходимо исследовать связь общей и педагогической культуры. Она проявляется в следующих параметрах:

  1. Профессионально-педагогическая культура является универсальным показателем педагогического процесса, отражением текущих педагогических реалий;
  2. Черты и аспекты общей культуры, ее нормы и ценности особенным образом переносятся в педагогическую сферу деятельности и утверждаются в ней через носителей профессионально-педагогической культуры – педагогов;
  3. Уровень и степень развития профессионально-педагогической культуры образовательной системы, учебного заведения, отдельного педагога анализируется путем оценки развития творческого процесса, творческих педагогических навыков деятельности;
  4. Профессионально-педагогическая культура состоит из совокупности компонентов, которые тесно связаны между собой, могут функционировать как отдельная система, так и при их интеграции в единое целое. Это означает, что данная культура является системным качеством личности педагога;
  5. Развитие профессионально-педагогической культуры имеет индивидуальный характер т.е. ее сформированность зависит от индивидуальных особенностей личности, творческого потенциала педагога, его культурного и нравственного развития;
  6. В профессиональной деятельности педагога важную роль играет знание им культурных основ и моральных принципов поведения. Если педагог владеет культурными нормами, то он переносит их в свою профессиональную деятельность, делая свой труд нравственно и культурно ориентированным.
Замечание 1

Данная связь общей и профессионально-педагогической культуры свидетельствует о том, что педагог не сможет достичь высокого уровня профессиональной культуры без общего культурного развития.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 08.01.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot