Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Дети с РДА (ранний детский аутизм)

Понятие аутизма и раннего детского аутизма (РДА)

Определение 1

Под аутизмом понимается состояние психики, для которой характерны замкнутость, отсутствие потребности или затруднения в общении, человек предпочитает свой внутренний мир контактам с окружающими его людьми.

Определение 2

Ранний детский аутизм – понятие, характеризующееся общим расстройством развития или обширным нарушением развития человека.

Аутизм сопровождает многие психические расстройства, проявляется достаточно рано, центром синдрома является отсутствие способности к установлению эмоциональных связей, кроме того, отмечаются трудности коммуникации и социализации.

Формирование синдрома РДА происходит к 2-3 годам. Частота РДА у мальчиков выше, чем у девочек.

Замечание 1

Для детей с РДА характерно нарушение общения, ребёнок погружён в свои фантазии, собственные переживания, поведение его отличается замкнутостью, отказами от общения, избеганием тесных контактов, однообразной нецеленаправленной двигательной активностью.

Структура дефекта при РДА

  • Первичное расстройство – повышенная сенсорная эмоциональная чувствительность и слабость энергетических потенциалов.
  • Вторичный дефект – аутизм.
  • Третичный дефект - истинный невротический, обусловлен чувством собственной неполноценности.

Клинико-психологические варианты РДА (О.С. Никольская)

В литературе выделено четыре формы эмоциональной регуляции деятельности:

  • Наличие полной отрешённости от происходящего.
  • Активное отвержение.
  • Захваченность аутистическими интересами.
  • Чрезвычайная трудность организации общения и взаимодействия с другими детьми.
«Дети с РДА (ранний детский аутизм)» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Первая группа является наиболее тяжелой. Аутизм отличается глубиной, находит проявлении в полной отрешённости от всего происходящего вокруг. Дети не откликаются на просьбы, ничего не просят сами, часто отсутствует реакция на боль, голод, холод, испуг не проявляется. Поведение такого ребёнка является полевым – не определено активными внутренними устремлениями, отсутствует логика во взаимодействии с другим человеком, а определяется случайностью внешних влияний. Полевое поведение отличается специфичностью: вещи используются в активных манипуляциях с ними, характерно пресыщение уже до начала действия с объектом. У детей этой группы наблюдаются наиболее низкие показатели интеллектуального развития. При этом отмечается замечательная координация движений. Это не говорящие, мутичные дети, не используют жесты и мимику. Внешняя речь отсутствует, но активно развивается внутренняя, эмоциональный контакт с близкими и окружающими очень слабый. Лицо выражает глубокий покой, взгляд ускользает от окружающих. Эти дети, как правило, стараются избегать сильных стимулов (яркий свет, шум, прикосновение). Эти раздражители у них вызывают сильный страх.

Дети 2 группы – чуть более активны и менее ранимы в контактах со средой. Аутизм проявляется в виде отрешённости любых контактов, предпочтения ребенка фиксируются узко и жестко. Любая попытка расширения диапазона вызывает ужас. Дети данной группы – говорящие используют речь для выражения своих нужд. Умственное развитие отличается своеобразием. Для детей характерно наличие ограниченности, узости понимания, жесткости и механичности восприятия, буквальности мышления. Ребёнок не способен разделять настоящее, прошлое и будущее. Наиболее яркое проявление находят страхи, которые достаточно долго фиксируются в сознании ребенка.

Детей 3 группы – легче всего отличить по внешним проявлениям, прежде всего, по способам аутистической защиты. Они выглядят как сверхзахваченные своими стойкими интересами, которые проявляются в стереотипной форме. Нарушено восприятие и моторное развитие, но в меньшей степени, чем в двух других группах. Это уже моторно-неловкие дети. Для них характерно: бытовая неприспособленность, даже к 6-7 годам; характерен негативизм, особенно при обучении (речевые дети), для них характерна книжная речь. Характерна пугливость и тревожность, потребность в повторном переживании травмирующих впечатлений. Ребенок не заглушает неприятные впечатления, а наоборот, взбадривает себя ими. Дети могут быть очень привязаны к близким, часто смотрят в лицо, но в действительности, их взгляд направлен сквозь человека.

4 группа – это наиболее легкий вариант, для них характерна повышенная ранимость, тормозимость контакта, трудности сосредоточения и организации. Это физически хрупкие, легко утомляемые дети. Характерна вялость с быстрой сменой возбуждения. Мимика более адекватная, но угловатая. Возможно установление глазного контакта, но прерывисто, наблюдаются трудности в усвоении моторных навыков, не схватывают движений, наблюдаются проблемы речевого развития, речь бедна, смазана, аграмматична, нарушено употребление местоимений (говорит о себе - ОН ХОЧЕТ), круг общения ограничен. Наиболее ярко выражается потребность в защите, одобрении, эмоциональной поддержки со стороны матери. Для этой группы детей характерны ритуальные формы поведения (мама целует перед сном). Часто путают с ЗПР. При своевременной помощи для них характерен наилучший прогноз социального развития.

Дата последнего обновления статьи: 02.05.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot