Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Искаженное психическое развитие

Все предметы / Психология / Искаженное психическое развитие
Определение 1

Искаженное психическое развитие — это нарушения развития, котоым свойственны сложные сочетания психического недоразвития в целом с запаздывающим, поврежденным и ускоренным развитием отдельных психических функций, что в результате приводит к формированию своеобразных качественных новообразований, которые не характерны для каждого из входящего в клиническую картину видов нарушенного развития.

Понятие искаженного развития

Искаженное развитие представляет собой, главным образом, расстройства аутистического спектра. Они включают синдром Каннера, Аспергера, которые представляют собой базовые или типичные виды детского аутизма. Также к искаженному психическому развитию относят дезинтегративные (атипичные) типы аутизма (например, синдром Геллера-Цапперта, Ретта, Мартина-Белл, Дауна). Для него присущи аутистические черты, поражения ЦНС, умственная отсталость и др.

Помимо перечисленного, в группу аутистических расстройств включены следующие заболевания:

  • Психогенный аутизм,
  • Процессуальный детский аутизм,
  • Атипичные детские психозы, характерные для разных возрастных групп.

Первым ученым, который указывал на неоднородный характер аутистических расстройств, в 1979 году стал В. В. Ковалев. Он считал ранний детский аутизм сборной группой синдромов, имеющих разное происхождение. Они наблюдались у детей раннего и дошкольного возраста в пределах соответствующих нозологических форм.

С точки зрения В. В. Ковалева, Г. Е. Сухаревой и прочих ученых, которые занимались исследованием искаженного психического развития, преобладающим является недоразвитие более древних психических сфер. Они включают область инстинктов и аффективности.

Основным проявлением расстройства, как правило, считают дефицитарный аутизм. Он заключается в оторванности от действительности, погруженности в себя, отсутствии интереса к окружающим, замкнутости, закрытости и негативизме. У ребенка ослабляются реакции на внешние стимулы, отстает интеллектуальное и речевое развитие. Он не способен трансформировать внешне социальные влияния в структуру собственной личности.

Готовые работы на аналогичную тему

Формы аутизма

Вместе с дефицитарным аутизмом как формой искаженного психического развития, существует продуктивный тип аутизма. Для него характерно патологическое фантазирование. В этом случае ребенок проявляет чрезмерную и неразборчивую общительность, он легко внушаем. У него проявляется тенденция к отождествлению образов воображения с наглядными образами; нередко можно наблюдать ускоренное речевое и интеллектуальное развитие.

Окружающие люди считают аутичных пациентов странными, необычными и непонятными. Их часто сравнивают с людьми из «параллельного мира» или «инопланетянами».

Основные признаки, присутствующие в клиническом проявлении типичных форм раннего детского аутизма, включают:

  • Отсутствие способности к формированию надежных привязанностей, коммуникативных навыков, про социальных интересов и увлечений;
  • Замкнутость, отгороженность от окружающих, поглощенность собственным внутренним миром;
  • Появление эмоциональной блокады, отсутствие эмпатичности и сострадания, потеря развитых социальных эмоций;
  • Узкий круг интересов, которые часто стереотипно повторяются или заучиваются;
  • Нужда в постоянном распорядке и интересах (феномен тождества);
  • Появление проблем с невербальной коммуникацией (например, дефицит жестов и мимики, отсутствие понимание значения невербальных сигналов);
  • Недоразвитие моторных функций;
  • Проблемы интеллектуального и речевого плана и др.

Симптомы продуктивного аутизма не учитывают чаще всего в действующих систематиках типичного аутизма. Исключением стал синдром Аспергера, при котором происходит их упоминание. Часто можно наблюдать аффективные нарушения и состояния психомоторного возбуждения. Иногда аутизм проявляется в выдающихся способностях (например, счет, запоминание, музыка и др.).

Таким образом, искаженное развитие представляет собой сложнейшее сочетание общего недоразвития, которое способствует появлению качественно новых патологических образований. В основе нарушения лежат нарушения последовательного формирования психических функций.

Различные типы искажений психики

Основа искажений преимущественно аффективно-эмоциональной сферы представлена тяжелой дефицитарностью аффективного тонуса, которая создает препятствия развитию активных и дифференцированных контактов с внешним миром. Человеку с таким искаженным психическим развитием характерно выраженное снижение порога аффективного дискомфорта. У него можно отметить преобладание негативных переживаний, состояние тревоги, страх перед окружающим. По этой причине такие пациенты стереотипизируют и упрощают контакты.

К этому типу искаженного психического развития относят ранний детский аутизм (РДА). В соответствии с характером и степенью нарушений взаимодействия с внешней средой выделяют несколько основных групп РДА. У людей из данных групп различны характер и степень первичных расстройств, а также вторичных и третичных дизонтогенетических образований.

В качестве специфического признака искажения преимущественно когнитивной сферы, который отличает этот вариант расстройства, выступает период нормативного речевого и собственно когнитивного развития. Как правило, такое развитие может становиться даже опережающим. Тем не менее, наступает время, когда взрослые замечают изменения в таких детях. Они могут стать вялыми или, напротив, возбуждёнными, теряют познавательный интерес. Эти проявления могут начинаться и в 6-8 или 10-13 лет.

Мозаичный (смешанный) тип искажённого развития характеризуется чертами преимущественного искажения эмоционально-аффективного развития и чертами преимущественного искажения когнитивного развития. По этой причине вплоть до наступления младшего подросткового возраста данные варианты искажения практически не поддаются оценке.

В периоды обострения искажения психического развития может проявиться значительный «откат» в способах взаимодействия с окружающими, в общей динамике развития. Чаще всего эти периоды наступают в весеннее и осеннее время.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Евгения Кузнецова

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 8 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис