Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Парциальность расстройств по Лебединскому

Типы нарушений психического развития

Определение 1

Парциальные расстройства личности – это изменения личности, при наиболее ранних поражениях мозга, не достигающие уровня психопатии.

В.В. Лебединский психический дизонтогенез классифицировал следующим образом: общее психическое недоразвитие, задержанное, поврежденное, дефицитарное, искаженное, дисгармоничное психическое развитие.

При общем психическом недоразвитии наблюдается стойкая задержка психического развития, связанная с ранним поражением головного мозга. Генетические, родовые, внутриутробные поражения обуславливают недоразвитие мозговых систем.

Нарушенными более всего являются высшие психические функции – речь, интеллект, а элементарные функции – память, моторика, восприятие, нарушены меньше. Модель психического недоразвития – это особая его форма – олигофрения.

Статья: Парциальность расстройств по Лебединскому
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

В результате органического поражения головного мозга у детей в перинатальный период происходит стойкое снижение познавательной деятельности. В олигофрении выделяют три группы состояний – идиотия (тяжелая группа), имбецильность (менее тяжелая), дебильность (относительно легкая).

Задержанное психическое развитие характеризуется замедленными темпами развития психики. Познавательная и эмоциональная сферы формируются медленными темпами. Выражается задержанное развитие в небольшом общем запасе знаний, незрелости мышления, преобладании игровых интересов.

От умственной отсталости задержанное психическое развитие отличается парциальным замедлением развития и разной степенью обратимости. При парциальном развитии ребенок мог в течение длительного периода развиваться нормально. Затем это развитие, прежде всего, центральной нервной системы, было нарушено заболеваниями, интоксикациями, травмами. К сожалению, в результате патогенного воздействия сформировавшиеся психические функции распадаются, но разные функции страдают неодинаково, поэтому и расстройства будут неоднородны, парциальны.

«Парциальность расстройств по Лебединскому» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Типичной моделью является умственная отсталость, приобретенная после 2,5-3 лет.

Первичная недостаточность отдельных систем – слуха, речи, зрения, опорно-двигательного аппарата являются причиной дефицитарного развития, моделью которого является психический дизонтогенез. Он возникает при поражении сенсорной или моторной сферы.

Сложным сочетанием общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного психического развития отдельных психических функций является искаженное развитие. В результате такого сложного сочетания появляется целый ряд качественно новых патологических образований.

Данный тип наблюдается при процессуальных психических расстройствах, а типичная модель представлена ранним детским аутизмом.

Структура дисгармонического развития напоминает искаженное развитие, но только причиной является врожденная или стойкая диспропорциональность психики в эмоционально-волевой сфере, рано приобретенная. Модели этого дизонтогенеза – различные формы психопатий.

Моделью дисгармонического психического развития является психопатия и патологическое развитие личности – основой является дизонтогенез эмоционально-волевой сферы. Психопатия – это стойкий дисгармонический склад психики.

Симптомы дизонтогенеза и роль времени в их возникновении

Время, в течение которого возникло повреждение нервной системы, влияет на характер аномалии развития.

С ранним поражением нервной системы явления недоразвития будут вероятнее. При позднем нарушении нервной системы характерными будут повреждения с распадом структуры психической функции.

Фактор времени определяется как хронологическим моментом возникновения нарушения, так и продолжительностью периода развития данной функции в онтогенезе.

Те функциональные системы, которые имеют короткий временной цикл развития, подвергаются повреждению значительно чаще – это функции подкорковой локализации и первичные зоны коры головного мозга, их формирование в онтогенезе заканчивается рано.

Длительный период развития имеют корковые функции, а при раннем воздействии вредности они стойко недоразвиваются или временно задерживаются в развитии.

Есть и другие вероятности поражения какой-либо функции, связанные с временем. Каждая функция в ходе психического развития проходит в определенное время через сензитивный период.

Этот период характеризуется как интенсивностью развития, так и наибольшей уязвимостью и неустойчивостью относительно вредностей.

Сензитивные периоды в целом характерны для психического развития ребенка, а не только для отдельных психических функций. Большая вероятность возникновения психических нарушений сохраняется в возрасте 0-3 года и пубертатном периоде, которые относятся к основным сензитивным периодам детства, другие возрастные категории детей более устойчивы в этом плане.

В сензитивном периоде неустойчивость психических функций может вызвать явление регресса, что означает возврат функции на более ранний возрастной уровень.

Например, временная потеря навыков ходьбы может возникнуть в связи с соматическим заболеванием в первые годы жизни ребенка.

Возврат к автономной речи, может быть примером стойкого регресса, как следствие нарушения потребности в коммуникации при раннем детском аутизме. Склонность к регрессу характерна для менее зрелой функции.

Надо сказать, что регрессу подвергаются функции не только сензитивного периода, но и уже вполне оформленные функции.

Таким образом, отставание в развитии не носит равномерный характер. Когда нервная система повреждена, то в первую очередь будут страдать те функции, которые имеют с ней непосредственную связь, например, с глухотой связано нарушение речи.

Затем будут страдать функции, находящиеся в сензитивном периоде и обладающие наибольшей неустойчивостью и ранимостью. Тяжелое поражение нервной системы приводит к стойким явлениям регресса и вероятным явлениям распада.

Понятие нормы и патологии в детской психологии

Психологи и психотерапевты очень активно используют такое понятие как «психическая норма», но, что это означает, не все могут дать убедительный ответ.

Единого представления о норме в психологии пока не существует, поэтому оно заимствовано из медицины, и в частности, психиатрии.

В психиатрии используется понятие «норма-патология». Толчком для развития этого понятия стали социально-психологические методы изучения психики человека. В результате было выяснено, что «норма» и «патология» зависят от культуры, от тех условий, в которых живет человек.

Понятие «нормы», особенно «психической нормы», отмечается в литературе, это довольно сложная проблема, поэтому под нормой понимается что-то среднее и устоявшееся, не выделяющееся из массы и более приспособленное и адаптированное к определенной среде.

Аналогичной точки зрения придерживаются и психофизиологии.

Понятие «норма» включает такие варианты как норма реакции, норма когнитивных функций, норма регуляции, норма личности, эмоциональная норма и др.

В практической психологии и педагогике есть свои понятия нормы – предметная норма, индивидуальная норма, норма психического развития, социально-возрастная норма.

Психологический баланс существует, если есть равновесие между специфическими и неспецифическими путями передачи информации, между возбуждением и торможением. Но, в психологии воли может быть и патология, о которой С. Л. Рубинштейн говорит, что нормальный волевой акт предполагает импульсивность, не слишком слабую, но и не очень сильную.

Говоря о норме, Н. Е. Бачериков пишет, что психическая норма есть индивидуальная динамическая совокупность психических свойств человека. Эта совокупность психических свойств дает возможность человеку познавать окружающий мир, адаптироваться в нем и выполнять свои социальные и биологические функции в связи с потребностями.

Понятие психическое здоровье имеет тесную связь с понятием психической нормы, потому что психическая норма предполагает наличие психического здоровья.

В модели Я. Неплоха нормальная личность представляет собой человека с адекватным образом жизни, адекватными стремлениями, самоконтролем. Из понятия нормы он выводит признаки аномалии – страдая психическим расстройством, человек не способен на поведение, соответствующее среде его обитания.

Замечание 1

Таким образом, норма характеризуется как среднее между избытком и недостатком, а аномалия представляет собой отклонение от этой величины, способное нарушит баланс. Патология есть крайняя противоположность норме. Отклонение от нормы не должно переходить границ патологии.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 20.09.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot