Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Введение в педагогическую профессию

В современном мире есть множество профессий, одной из самых важных профессий, востребованной обществом, является профессия учителя. Учителем называется не только тот человек, который учит грамоте, основам математики, но и тот, кто способствует передаче опыта, национальной и общечеловеческой культуры, традиций.

Предметом педагогической профессии является другой человек; но данную профессию из ряда других профессий выделяет повышенное чувство долга, ответственность, а также осуществление преобразующей и управляющей деятельности одновременно (целью педагогической деятельности является становление и преобразование личности, данная цель реализуется в управлении процессом интеллектуального, нравственного, эмоционального, физического развития). Данные особенности выделяют профессию педагога в особую, специфическую группу.

Основное содержание педагогической профессии

Основным содержанием педагогической профессии является организация взаимоотношений с людьми. Если другим профессиям типа «человек-человек» свойственно обеспечение понимания и удовлетворения запросов человека, то профессия педагога подразумевает понимание общественных целей и направление усилий других людей для их достижения.

В связи с этим педагогическая профессия в качестве требования выдвигает не только наличие предметных знаний, представлений об особенностях воспитания и обучения и организации познавательной деятельности учащихся, но и знаний, касающихся руководства деятельностью школьников. Данное требование в общем виде заключается в необходимости осуществления специальной и человековедческой подготовки педагога.

Профессии педагога присущи важные личностные и профессионально важные качества: любовь к детям, чувство долга и ответственности, развитые коммуникативные способности, способность к творчеству, высокая эмоциональность и духовность, наличие терпения, гуманность, сострадание и сочувствие, высокая эмпатия, толерантность – это далеко не полный перечень важных качеств, которыми должен обладать педагог.

Обязательства учителя

Профессия учителя, кроме ответственности за себя самого, своего профессионализма, предполагает достойное выполнение профессионального педагогического долга, а также необходимость принятия целого ряда обязательств:

  • объективность осуществления оценки собственных возможностей, которые необходимы для осуществления педагогической деятельности;
  • овладение общей культурой интеллектуальной деятельности, культурой поведения и общения, в том числе педагогического;
  • понимание ученика в качестве самоценной, равнозначимой собственному «Я» личности, знание закономерностей поведения и общения;
  • понимание собственной роли в организации учебной деятельности обучающихся, в обеспечении сотрудничества участников образовательного процесса, осуществлении партнёрства с учащимися в деятельности, направленной на достижение целей образования, воспитания и развития.

Данные обязательства подразумевают постоянное решение задач непрерывного совершенствования собственных организаторских, коммуникативных способностей; необходимости освоения психолого-педагогических знаний и эффективного применения их в практической деятельности.

В связи с этим в образовательных учреждениях педагогической направленности (педагогических колледжах, университетах) одним из важных блоков педагогических дисциплин, подлежащих усвоению, является усвоение учебного курса «Введение в педагогическую деятельность»; в ходе освоения данного курса у будущих педагогов формируется общее представление о выбранной профессии. Данный учебный курс является ознакомительным, в основе которого лежит целостное рассмотрение специфических особенностей профессии и профессиональной деятельности, формирование потребности в осознанном стремлении студентов овладеть данной профессией с опорой на самостоятельно продуманную индивидуальную программу; данные вопросы впоследствии изучаются более детально.

Обучение профессии педагога

Обучение педагогической профессии в педагогических образовательных учреждениях осуществляется в строгом соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего специального и высшего профессионального образования. У студентов формируются представления о педагогической деятельности, её целях, средствах, видах, специфических особенностях, о возникновении педагогической профессии и её развитии на разных этапах развития общества, формулируются требования к личности учителя, особым образом выделяется комплекс профессиональных и личностных качеств и способностей педагога с возможностью построения модели современного учителя. Кроме того, даётся понятие профессиональной компетенции компетентности, мобильности, изучается индивидуальный стиль деятельности педагога, анализируются специфические особенности педагогической деятельности учителя сельской школы.

Кроме указанных выше вопросов, немаловажными являются вопросы современной стратегии развития системы отечественного образования; анализ системы профессионального педагогического образования с выделением целей осуществления многоуровневой педагогической подготовки, осуществляется понимание требований ФГОС к подготовке педагога и разработка квалификационной характеристики, а также проблемы обеспечения профессионального и карьерного роста, профессионального развития педагога, самообразования и самовоспитания в становлении педагога-профессионала.

Подробному изложению данных вопросов посвящены статьи, помещённые далее.

Дата последнего обновления статьи: 10.11.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot