Экономика — это хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления.
Необходимость преподавания экономики в начальной школе
В настоящее время назрела необходимость внедрения в программу начальной общеобразовательной школы такого предмета как «экономика». Это связано в первую очередь с тем, что современная часть населения является экономически безграмотной и все острее встает вопрос о подготовке подрастающего поколения, способного решать разнообразные задачи экономического и социально-экономического содержания. Однако современные общеобразовательные школы еще не имеют четкой концепции по организации преподавания экономики. Кроме того, преподавание экономики осуществляется не во всех школах, а в тех, где оно организовано, используются разнообразные программы. Несмотря на то, программы используются разные, все они направлены на усвоение учащимися начальной школы необходимого минимума знаний по экономике.
Помимо этого необходимость преподавания экономики в начальной школе, вызвана еще и тем, что современное экономическое образования предусматривает непрерывность на протяжении всего периода обучения ребенка. То есть освоение знаний и умений из области экономики следует начинать с начальной школы и продолжать на всех ступенях школьного обучения.
Сложность в преподавании экономики в начальной школе состоит в том, что педагогу необходимо в первую очередь определиться с чего следует начинать обучение. Существующие учебники и пособия по преподаванию экономики в начальной школе, не дают однозначного ответа на этот вопрос.
Как показывает практика, целесообразнее начинать с ознакомления детей с основными экономическими определениями, затем начинать изучение экономики региона и только затем экономики страны.
Таким образом, чем раньше дети начнут получать социально-экономические знания, тем больше вероятность того, что в результате такого обучения будет сформирована грамотная личности, способная эффективно разбираться в различных экономических вопросах.
Цель и задачи преподавания экономики в начальной школе
Цель преподавания экономики в начальной школе – приобретение учащимися элементарных экономических знаний и навыков поведения в условиях современного ранка, формирование понятийной основы, необходимой для дальнейшего успешного обучения в средних и старших классах.
Основные задачи преподавания экономики в начальной школе:
Задачи в области обучения:
- усвоение фундаментальных знаний из области современной экономки;
- освоение принципов и закономерностей функционирования экономики;
- формирование элементарных экономических умений и навыков.
Задачи в области самосознания:
- осмысление собственного потенциала;
- усвоение осознанного гражданского экономического поведения.
В области мотивации:
- формирование интереса к современным экономическим проблемам;
- формирование потребности в расширении и углублении своих знаний в области экономики;
- формирования стремления к самореализации и самовыражению;
- овладение навыками поведения в условиях современного рынка.
Достижение цели преподавания экономики в начальных классах, а также решение основных задач достигается посредством:
- Интеграции экономики в такие учебные дисциплины как математика, окружающий мир, история и технология. Экономические знания, в рамках данных дисциплин, будут иметь практическое представление.
- Разработка и внедрение в образовательный процесс начальной школы специальных курсов экономического уклона. Проведение дополнительных факультативных занятий во внеурочное время.
Подходы к преподаванию экономики в начальной школе
Экономика очень тесно связана со всеми сторонами жизни человека. Данное понимание очень важно донести до детей начальной школы. Чтобы это сделать, следует использовать разнообразные методы и средства преподавания, способствующие привлекательности уроков. Особое внимание необходимо уделять подаче учебного материала (образно, эмоционально, увлекательно и т.д.).
Основные подходы к преподаванию экономики в начальных классах общеобразовательной школы:
- Дисциплина «Экономика» в начальной школе должна быть факультативной. То есть, обучение не предусматривает получение оценки, выставляемой за четверть, полугодие или год. Это способствует тому, что дети с большим удовольствием будут посещать уроки по экономике, так как основной целью является не получение оценки, а расширение и углубление своих знаний.
- Интегрированность знаний по экономике в другие учебные дисциплины начальной школы (история, математика, окружающий мир, технология и т.д.).
- Использование в обучении наукообразного подхода – подразумевает постепенное освоение учащимися экономического словаря, в рамках доступного им уровня и доступной форме.
- Опора на профессионально-ориентированный подход, который направлен на ознакомление учащихся начальной школы с разнообразными профессиями, связанными в разной степени с экономикой и экономическими науками.
- Использование культурно-функционального подхода - предусматривает формирование общеэкономической культуры учащихся начальных классов и формирование у них экономической грамотности.
Организуя учебные занятия по экономике в начальных классах, педагог должен стараться делать акцент на усвоении учащимися элементарных понятиях, которые связаны с имеющимся у них жизненным и практическим опытом.
Теоретический материал целесообразно излагать с использованием следующих методов и приемов:
- элементы лекций;
- рассказ;
- диалог;
- создание проблемных ситуаций
- просмотр видео сюжетов и их последующее обсуждение.
Кроме того, могут быть использованы такие практические работы как:
- самостоятельный расчет семейного бюджета;
- составление меню для группы учащихся и расчет его общей стоимости, и стоимости меню одного ученика
- решение разнообразных задач с экономической направленностью.
Главное – говорить учащимся о сложном мире экономики на языке, понятном им. Поэтому основная форма обучения экономике в начальных классах - игра. Именно через игру дети осваивает и познают окружающий мир.