Эстетическое воспитание является одним из направлений педагогики, суть которого состоит в воспитании у человека любви к прекрасному.
Воспитание эстетического вкуса – это неотъемлемая часть эстетического воспитания, оказывающая большое влияние на формирование всесторонне развитой личности.
Современная педагогика предусматривает воспитание эстетического вкуса, а именно умение понимать и чувствовать прекрасное в окружающем, в повседневной жизни, в людях. Процесс воспитания эстетического вкуса необходимо начинать сразу после появления ребенка на свет.
Сущность системы воспитания эстетического вкуса
Цель системы воспитания эстетического вкуса состоит в формировании и развитии у человека эстетической культуры.
Выделяют следующие компоненты эстетического вкуса:
- Восприятие. Заключается в умении видеть прекрасное во всех его возможных проявлениях.
- Чувства. Умение эмоциональной оценки прекрасного.
- Потребности. Состоит в потребности созерцания прекрасного, его восприятия, эстетических переживаниях.
- Вкусы. Заключается в умении оценивать и анализировать окружающее с эстетической точки зрения.
- Идеалы. Состоит в личностных представлениях о прекрасном в окружающем вокруг.
Задачи системы воспитания эстетического вкуса:
- формирование и развитие гармонично развитой личности;
- развитие способности находить и ценить прекрасное в повседневной жизни;
- формирование идеалов прекрасного, выработка эстетического вкуса;
- развитие творческих способностей.
Направления системы воспитания эстетического вкуса:
- Формирование эстетической потребности в произведениях искусства (художественные произведения, музыка и т.д.). Данное направление предусматривает практическое ознакомление с видами искусств, различными произведениями и т.д. Большое значение имеет эстетический вкус педагога и его проявление перед воспитанниками.
- Развитие художественного восприятия осуществляется путем ознакомления с различными художественными произведениями и последующего обсуждения их с педагогом.
- Овладение необходимыми знаниями в области понимания произведений искусства, а также умения высказывать свои суждения и взгляды по его восприятию.
- Формирование художественного вкуса, который связан с восприятием и последующим переживанием прекрасного.
- Приобщение к художественному творчеству, развитию природных склонностей и задатков.
- Воспитание эстетического вкуса должно быть направлено на осознание и осмысление значения искусства в жизни общества и государства.
Принципы, средства и методы воспитания эстетического вкуса
Принципы воспитания эстетического вкуса:
- Принцип взаимосвязи воспитания эстетического вкуса и художественного образования (педагогический принцип взаимосвязи воспитания и обучения).
- Принцип всестороннего и гармоничного развития личности.
- Принцип систематического и последовательного воспитания.
- Принцип наглядности.
Средствами воспитания эстетического вкуса являются:
- изобразительное искусство (скульптура, живопись и т.п.);
- драматургия (разные виды театров и т.п.);
- архитектура (разных исторических периодов);
- литература (различные литературные произведения: стихи, поэмы, романы, рассказы и т.д.);
- телевидение, СМИ (сегодня представляет большое количество различных проектов, направленных на воспитание эстетического вкуса и на удовлетворение эстетических потребностей);
- музыка (различные музыкальные жанры и произведения);
- природа (во все времена природа признавалась нерукотворно созданными элементами прекрасного).
К методам воспитания эстетического вкуса относятся:
- личный пример педагога;
- вербальные методы (беседы, обсуждения, выступления и т.д.);
- внеурочная и дополнительная деятельность (кружки, дополнительные занятия и т.д.);
- походы, экскурсии, прогулки и т.д.;
- посещение «храмов» искусства (театры, музеи и т.п.);
- проведение в рамках учебного заведения тематических утренников, вечеров, праздников и т.д.
Пути воспитания эстетического вкуса
Воспитание эстетического вкуса не только в рамках специально организованной деятельности, но и на иных занятиях и уроках. Например, развитие культуры чтения, письма и т.д., то есть приобщение к прекрасному во всех сферах жизни.
Введение элементов эстетики во все учебные предметы. В данном случае большая ответственность ложиться на педагога, который в процессе преподавания предмета собственным примером должен подавать детям пример того, что прекрасное есть во всем, учить его видеть и ценить.
Эстетизация среды жизнедеятельности школьников. Необходимо донести до детей, что соблюдение этических норм, эстетики в речи и внешнем виде должно быть не только тогда, когда человек выходить в общество, но и в бытовой, повседневной жизни. Педагог своим внешним видом, речью, поведением и т.п. должен подавать детям пример.
Эстетическое восприятие природы. Воспитание эстетического вкуса должно основываться не только, на созданных человеком произведениях искусств, но и на примере природы. Воспитатель во время прогулки может обращать внимание детей на красивые цветы, восход солнца и т.п., тем самым показывая им прекрасное в природе.
Эстетика общения. Эстетический вкус проявляется и воспитывается не только путем изучения произведений искусства, но и в умении выражать свои взгляды, мысли и т.п. До каждого ребенка необходимо донести, что красота речи должна быть не только в определенном месте и в определенное время. Красиво выражать свои мысли, грамотно и правильно говорить дети должны и между собой, и в семье. Только в этом случае можно говорить об эстетики речи.
Таким образом, система воспитания эстетического вкуса основана на приобщении к прекрасному, умении его видеть в обыденном и повседневном, оценить и описать чувства, которые оно вызывает.