Экологическое воспитание является частью нравственного воспитания. Под экологическим воспитанием принято понимать единство экологического поведения и сознания. На эффективность экологического сознания большое влияние оказывают экологические знания и убеждения.
Сущность экологического воспитания
Система экологического воспитания включает в себя методы и средства воспитания экологической культуры, уважительного отношения к природе, любви к животным и растениям и т.п.
Целью экологического воспитания является формирование экологического сознания подрастающего поколения.
На основании поставленной цели, выделяют следующие задачи экологического воспитания:
- Образовательные. Предполагают ознакомление детей с основными экологическими понятиями, экологической системой, а также с существующими экологическими проблемами и путями их решения.
- Воспитательные. Направлены на воспитание экологически правильного поведения, формирование привычек по охране и защите окружающей среды, а также ведение здорового образа жизни.
- Развивающие. Развитие интеллектуальных умений и практических навыков изучения окружающей среды, стремления к активной деятельности по её охране.
Принципы экологического воспитания:
- Принцип деятельностного подхода и формирования экологических компетенций.
- Принцип общекультурной направленности процесса экологического воспитания.
- Принцип проблемности воспитания и его воспитательных областей.
- Принцип взаимосвязи экологического воспитания и экологического обучения.
- Принцип преемственности всех ступеней экологического воспитания.
Система экологического воспитания предполагает прохождение ряда уровней:
- 1 уровень. Экологическая грамотность. На данном уровне экологического воспитания у ребенка формируется познавательная модель, все практические действия ребенка осуществляются по образцу, в рамках своих личных экологических, правовых и нравственных норм. Ребенок знакомится с основными экологическими терминами, окружающей средой, проблемами загрязнения и защиты природы и т.д.
- 2 уровень. Экологическая образованность. На этом уровне у ребенка уже сформирована познавательная модель поведения, которая осуществляется на основании теоретических знаний и практических навыков. Ребенок способен самостоятельно проводить исследовательскую деятельность, экологическое самообразование и проектирование. То есть, ребенок уже усвоил базовые экологические знания и умения, которые он начинает активно применять не только в учебно-воспитательном процессе, но и в своей повседневной жизни, приобретая необходимый экологический опыт.
- 3 уровень. Экологическая компетентность. На данном этапе у ребенка полностью сформирована познавательная модель, накоплен необходимый практический опыт экологической деятельности в различных жизненных ситуациях. Итогом данного уровня является формирование у ребенка экологической компетенции.
На основании этих уровней формируется экологическая культура.
Нормы и меры системы экологического воспитания
Содержание экологического воспитания включает в себя систему норм (запретов и предписаний), которые вытекают из ценностных ориентаций, принципиально отличающихся от господствующих.
Основной нормой экологического воспитания является объяснение правил поведения. Например, это правила поведения на водоеме, в лесу и т.д. Ребенку объясняют, что данные правила обязательны для применения не только при самостоятельных прогулках, но и при совместных со взрослыми.
К мерам экологического воспитания относят формы, методы и виды организации воспитательного процесса.
Выделяют следующие виды организации воспитательного процесса, в рамках экологического воспитания детей:
- Самостоятельная работа. Предполагает самостоятельную деятельность детей с различными источниками информации, накопление необходимого теоретического материала и самостоятельное получение практических навыков в области экологии. Данная работа так же предполагает раскрытие сущности экологических проблем и нахождение возможных путей их решения и предотвращения.
- Игра. В процессе игры у детей формируется опыт принятия решений, развиваются творческие способности, а также возможность применения своего практического опыта на разрешение конкретной экологической ситуации.
- Праздники, соревнования, олимпиады и т.д. Данный вид воспитательного процесса, является одним из самых интересных для детей, так как предполагает интересное времяпровождение. Во время проведения экологических праздников у детей в непринужденной обстановке формируется экологическая культура и компетенции.
К методам экологического воспитания относятся:
- Методы формирования экологического сознания. Для реализации данных методов используются упражнения, убеждения, примеры реальных ситуаций и т.д.
- Методы формирования положительного опыта экологического поведения в повседневной жизни. Используется собственный положительный пример, просмотр фильмов с соответствующей тематикой и т.д.
- Методы поощрения и наказания. Для реализации используются различные деловые игры, а также игры с постановкой задачи (проблемы), тренинги и т.п.
- Методы устного изложения экологического материала. Реализация осуществляется посредством чтения рассказов, проведения лекций, семинаров и т.д., то есть используются все существующие вербальные методы.
- Метод беседы. Беседа как метод экологического воспитания заключается в том, что педагог обсуждает с детьми события, произошедшие в мире экологии, а также проблемы экологии окружающей среды. Эффективность беседы заключается в том, что каждый ребенок может не только задать интересующий его вопрос, но высказать свою точку зрения.
Таким образом, система экологического воспитания включает в себя разнообразные методы и формы организации воспитательного процесса, комплексное использование которых гарантирует достижение поставленной цели.