Полиэтнический класс – это класс, состав учеников которого на 20 и более процентов состоит из представителей разных национальностей.
Обучение и воспитание класса полиэтнического состава требует от педагога особого подхода. Педагогу требуется построить благоприятную образовательную среду, в которой будет реализована продуктивная жизнедеятельность учащихся разных национальностей, культур и религиозных верований, обеспечив их саморазвитие, самоутверждение и самореализацию.
Стандартны нового поколения предполагают пересмотр содержания, методов и средств обучения и воспитания в средней общеобразовательной школе. Акцент делается на развитии этнического самосознания и гражданского воспитания учащихся на разных этапах обучения.
Направления воспитательной работы в классе полиэтнического состава
Воспитание учащихся общеобразовательного учреждения, входящих в класс полиэтнического состава, реализуется по следующим направлениям:
- Создание полиэтнической образовательной среды. Такая среда предполагает создание условий в учебном заведении, коллективе учащихся, ориентированных на формирование личности каждого, с учетом его национальной идентичности. Признаются права и свободы каждого воспитанника, его культурное своеобразие, личностные и национальные особенности, ценностные ориентиры и мировоззренческая позиция. Каждый учащийся должен признавать права и свободы другого, уважительного относится к его культурной самобытности. И, в первую очередь, такую позицию должен занимать педагог, проявляя одинаковое отношение и уважение к каждому воспитаннику. Необходимо обеспечение защиты прав каждого учащегося на образование и ориентация образовательной деятельности на гуманистические ценности.
- Воспитание гражданственности и межэтнической толерантности. Оно реализуется посредством проведения классных часов по данному направлении, индивидуальных бесед, совместной деятельности, празднования различных национальных праздников, знакомства с культурой разных стран и народов в рамках отдельных образовательных дисциплин.
- Воспитание гуманизма. Оно лежит в основе применения гуманистического подхода к построению образовательного процесса, основанного на признании каждого учащегося высшей ценностью и ориентации образовательного процесса на его гуманистическое, всестороннее развитие.
- Выработка активной гражданской позиции учащихся. Она формируется в ходе проведения различных мероприятий, анализа различных событий и выражения учащихся отношения к ним, привлечения учащихся школ к социально значимой деятельности, организации субботников, волонтерской деятельности, проведения лекций по рассмотрению значимых социальных проблем и дискуссий по вопросам их разрешения.
- Формирование патриотического сознания учащихся. Оно реализуется в процессе изучения истории страны и отдельного региона, празднования значимых национальных праздников, изучения национальных традиций, формирование любви к Родине и ее особенностям.
- Создание условий для свободного выбора каждым учащимся собственного образовательного маршрута.
- Развитие творческой личности каждого учащегося. Предполагается выбор методов и средств в обучении, ориентированных на раскрытие творческого потенциала учащихся, формирования креативного мышления и креативного подхода к любой деятельности. Для этого, применяются технологии проблемного обучения и дифференцированный подход к построению занятий.
Организация групповой воспитательной работы в полиэтническом классе
Групповая работа является одной из форм организации обучения и воспитания в общеобразовательном учебном заведение. Она объединяет детей, формируя у них навыки коммуникативного взаимодействия с коллективом полиэтнического состава.
Использование групповой формы работы в целях формирования у учащихся этнического самосознания, актуально по следующим причинам:
- Реализация принципа деятельности.
- Развитие мотивации к обучению и иной деятельности классного коллектива.
- Связь обучения и воспитания, их единство на основании создания благоприятного психологического климата.
- Обучаемость в ходе групповой работы (например, коллективное обсуждение актуальных проблем, дискуссии, изучение аспектов культуры и т.д. является более высокой. Каждый учащийся занимает активную позицию в учебно-воспитательном процессе.
- Групповое решение задач устраняет чувство тревожности, повышает решительность и уверенность в себе, что способствует формированию навыков отстаивания своей точки зрения.
- Улучшение психологической обстановки, формирование благоприятной психологической атмосферы в классе.
Развитие этнокультурного самосознания предполагает использование разных методов и средств. Они отличаются на разных этапах обучения. К примеру, в младшем школьном возраст, актуально изучение народного фольклора, этнических праздников, чтение сказок разных народов на уроках чтения. В средней школе в образовательную программу вводятся отдельные дисциплины или курсы в существующие дисциплины (например, в историю, обществознание), касающиеся тем религиозной культуры и светской этики, изучения основ мировой культуры. Кроме того, необходимо организовывать экскурсии в этические музеи, на выставки, на спектакли разных народов, а также просматривать фильмы – художественные и документальные, освещающие вопросы культуры разных стран и народов.
Важно отметить, что воспитание этнической культуры и толерантности учащихся начинается с формирование этнической компетентности педагога. Он должен владеть методами и приемами полиэтнической работы, воспитания и обучения, демонстрировать собственное этнокультурное развитие и вообще, быть подготовленным к работе в полиэтническом коллективе и строить образовательный процесс, отвечающий потребностям и интересам многонационального коллектива.