Основу воспитательной работы составляют средства и приемы воспитания, находящиеся между собой в тесной взаимосвязи и применяющиеся на практике в единстве. Несмотря на схожесть, необходимо отличать средства воспитания от приемов воспитания.
Средства воспитательной работы
Средства воспитательной работы включают в себя:
- разнообразные виды совместной деятельности педагога и детей;
- конкретные воспитательные мероприятия, организуемые и реализуемые педагогом как самостоятельное средство, по заранее составленному плану;
- мероприятия воспитательного характера, реализуемые педагогом в рамках конкретного метода воспитания (беседы, собрания, просмотр кинофильмов, чтение литературы и т.д.).
Таким образом, средства, используемые педагогом в рамках воспитательной работы, представляют собой целенаправленно организованные методические пути решения конкретных воспитательных задач.
Средствами воспитания могут выступать:
- предметы, которые «несут» в себе воспитательный потенциал (наглядные пособия, литературные и художественные произведения и т.п.);
- виды деятельности, оказывающие на детей воспитательное воздействие (труд, творчество, исследовательская деятельность и т.д.).
- разнообразные мероприятия воспитательной тематики (экскурсии, встречи, тематические беседы и вечера и т.д.);
- развивающая и воспитывающая деятельность самих детей (олимпиады, соревнования, конкурсы, выставки, кружки и т.д.).
Приемы воспитательной работы
Приемы воспитательной работы – это элементы или частные случаи определенных средств воспитания, используемые педагогом в соответствии с поставленной воспитательной целью.
Приемы, по отношению к методам воспитания находятся в положении подчинения. Методы и приемы воспитания могут заменять друг друга в зависимости от складывающейся педагогической ситуации.
Например, убеждение – это один из ведущих методов формирования убежденности и научного формирования. В то же время убеждение может выступать и как методический прием, при выполнении определенного упражнения или примера.
Необходимо различать не только методы и приемы, но и отличать средство и прием воспитания. Так, если прием – это конкретное единичное воздействие на ребенка, то средство – это определенный комплекс приемов, объединенных определенной воспитательной целью.
Например, труд – это средство воспитания, а показ трудовых действий – это воспитательный прием.
Общение – это средство воспитания, реплика или сравнение – это уже приемы воспитания.
Таким образом, методы воспитательной работы – это совокупность приемов и средств воспитания, направленных на формирование конкретных личностных качеств у детей.
Структура метода обязательно предусматривает наличие комплекса приемов и средств воспитания, в зависимости от поставленной цели организуемой воспитательной работы.
Система средств и приемов воспитательной работы
Система средств и приемов воспитательной работы только тогда несет в себе воспитательное воздействие, когда она имеет конкретно установленную педагогическую упорядоченность и целеустремленность.
При организации воспитательной работы педагог отбирает средства и приемы, которые являются наиболее эффективными для решения конкретной воспитательной проблемы или вопроса. Для успешности применения системы средств и приемов их необходимо в первую очередь использовать комплексно и упорядоченно, а во-вторых, владеть знаниями и умениями их применения на практике.
Таким образом, эффективность применения средств и приемов в воспитательной работе зависит от мастерства педагога и комплексности их применения. Все приемы и средства системы воспитания равны, ни один из них не является ведущим или главенствующим.
Средства и приемы применяются педагогом в комплексе, во взаимосвязи друг с другом, опосредованно и непосредственно. Их основная задача состоит в установлении эффективного взаимодействия между всеми участниками воспитательной работы.
В системе средств и приемов нельзя рассматривать их изолированно друг от друга, так как только комплексное их применение гарантирует получение желаемого воспитательного результата. Ни одно средство или прием не могут обеспечить достижение воспитательных целей, так как они не являются универсальными по своей природе.
Исходным моментом подбора системы средств и приемов является уточнение их роли в педагогической практики и цели организуемой воспитательной работы. В решении повседневных воспитательных задач педагог не задумается над использованием средств и приемов, он действует по ситуации и подбирает их интуитивно, опираясь на свое педагогическое мастерство. В воспитательной работе же стоит конкретная цель, достижение которой возможно только посредством использования специально подобранной системы приемов и средств воспитательного воздействия.
Помимо владения методами воспитания, педагог должен так же уметь подбирать и сочетать их в зависимости от решаемой воспитательной проблемы.
Факторы, оказывающие влияние на выбор конкретных воспитательных приемов и средств:
- Ситуационные факторы – включают в себя специфику детского коллектива, педагогическое мастерство учителя, особенности развития детей, их возрастные возможности и потребности, некоторые внешние обстоятельства и т.д. В данном случае педагогом могут быть запланированы ряд средств и приемов, которые он точно будет использовать в воспитательной работе и ряд средств и приемов, которые будут использованы в случае возникновения различных внештатных ситуаций.
- Психологические факторы – уровень психологической зрелости детского коллектива, их духовно-нравственное развитие, сформированный стиль и модель поведения, потребность в установлении конкретных воспитательных взаимоотношений с педагогом и т.д. Данные факторы являются ведущими в определении средств и приемов воспитания, а также основных параметров всей воспитательной работы.