Сущность и функциональное значение воспитательных форм
Форма воспитательной работы представляет собой регламентируемый порядок проведения воспитательных мероприятий, процедур, способов взаимодействия участников воспитательного процесса, которые ориентированы на решение конкретных педагогических задач в воспитательной области.
Формы воспитательной работы являют собой комплекс приемов и средств воспитания, которые отражают содержание воспитательной деятельности.
Выбор конкретной воспитательной формы зависит от целей и задач воспитания, его содержания, возрастных особенностей учащихся, степени их воспитанности и наличия персонального общественного опыта, национальной и региональной специфики организации учебно-воспитательного процесса, традиций и обычаев народа, технического и материального снабжения школы, квалификации педагогического состава, способности педагогов к применению творческого подхода в воспитании.
Функциональная роль форм воспитательной работы определяется их основными функциями:
- Организаторская – формы воспитательной работы связаны с организацией воспитательных мероприятий, которую осуществляют педагоги, управляющий состав школы и сами учащиеся, через систему самоуправления. Организационная функция проявляется в логическом построении воспитательного мероприятия, определяющего алгоритм взаимодействия всех участников воспитательного процесса. Организация воспитательной работы может проходить посредством применения, как одной формы, так и нескольких форм, путем их оптимального взаимодействия. Организаторская работа проходит поэтапно;
- Регулирующая - осуществляет управление и контроль построения и прохождения воспитательного процесса, установления взаимоотношений между педагогами и учащимися, родителями, сторонними организациями и лицами, принимающими участие в воспитательной работе. Формы воспитательной работы устанавливают порядок сотрудничества между детьми, причем он имеет дифференцированный характер, зависящий от конкретной воспитательной формы. Формы воспитания определяют нормы и порядок установления социальных отношений;
- Информативная – передача знаний, навыков, социального опыта и развитие способности их практической реализации, применения в учебной, общественной и иных сферах жизнедеятельности.
Формы воспитания помогают распределить педагогическое воздействие на всех участников воспитательного процесса, разделить их по половым признакам, возрастным категориям, индивидуальным характеристикам развития и особенностям личности каждого учащегося.
Малые формы воспитательной работы
К малым формам воспитательной работы относятся, так называемые, внеурочные формы воспитания. Они представляют собой способ построения определенной детской деятельности, которая носит свободный характер. Деятельность осуществляется за счет организации самостоятельной работы, которая строится на основе четкого регламента педагогического коллектива. Внеурочная работа учащихся основывается на целесообразном контроле и регулировании самостоятельных мероприятий.
Малые формы воспитательной работы имеют одно неоспоримое преимущество: способность разрешать сложные, трудоемкие воспитательные задачи. Они могут осуществляться в течение короткого временного промежутка, но оказывать многостороннее воздействие на учащихся. Работа, посредством применения малых воспитательных форм осуществляется небольшими группами учащихся – от пяти до восьми человек.
При организации воспитательной деятельности в малых формах, перед педагогом ставится задача выбора полезных и рациональных форм воспитания, которые будут наполненными в содержательном плане и способствующими всестороннему комплексному воспитанию личности, ее самоутверждению, развитию самостоятельности и самодостаточности, способности к построению нормальных социальных контактов, получения положительного опыта построения взаимоотношений в социальной сфере.
Выделяют следующие основные малые формы воспитательной работы:
- Словесно-логические формы деятельности. Они основываются на организации воспитания путем применения словесной методики воздействия на детей, способствующей пробуждению чувственной и эмоциональной стороны и соответствующей обратной реакции. Это может быть проведение бесед на различные темы, классных часов, дискуссионных занятий, собраний, конференций и лекций. Целевое назначение словесно-логических форм сводится к информационному обмену для решения интересующих и проблемных вопросов. Технология применения такой воспитательной формы может быть различной. Все зависит от специфики учебного заведения, направленности его деятельности и квалификационных способностей педагогического состава.
- Образно-художественные формы. Эти формы базируются на эстетических чувствах и переживаниях. Применение этих форм нацелено на вызов сильного эмоционального всплеска, глубоких чувств и эмоций коллективного характера. Именно коллективные эмоции и чувства обладают развивающей и разрушающей силой. Совместные переживания помогают развить лучшие личностные качества, сделать ее сильнее и крепче. К таким формам относится деятельность по организации праздничных мероприятий, концертов, спектаклей.
- Трудовые формы работы. Любой труд имеет положительное воздействие на личность. В учебно-воспитательном учреждение производится организация разнообразных форм трудовой деятельности. Сюда относится уборка класса, школы, школьной территории, организация субботников, дежурств, летней практики, сбора мусора в парках и лесах, работа в школьной библиотеке, помощь в столовой и т.д.
- Игровые формы. Игра имеет важное воспитательное значение. Дети, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте способны к усвоению информации через игру. Игры могут иметь различную направленность: спортивную, развлекательную, познавательную, конкурсную. В игровых формах, педагоги применяют различные средства воспитательного воздействия: слова, образы, эмоции. В игровой форме, педагогам удается оказать положительное воздействие на сплочение коллектива, способствовать развитию познавательной активности, усвоить нормы общественного поведения.
- Психологические формы. Предполагают психологическое воздействие на учащихся, посредством проведения психологических тренингов, групповой терапии, индивидуальной работы. С их помощью можно глубже узнать личность каждого ребенка, помочь разрешить проблемы социальной адаптации, развить навыки общения и коллективного взаимодействия.
- Индивидуальные формы работы. Воспитание должно осуществляется на основе индивидуального подхода т.е. специфики развития личности, способностей, потребностей, интересов отдельной личности. Это дает возможность полноценному развитию каждой личности.