Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Воспитание в первобытном обществе

Воспитание в первобытном обществе

Определение 1

Воспитание – это организованный целенаправленный процесс формирования личности, суть которого заключается в передаче накопленного опыта от старшего поколения к младшему.

Определение 2

Первобытное общество – это этап человеческой истории, предшествующий изобретению письменности, после которого появилась возможность проводить исторические исследования, базирующиеся на процессе изучения письменных источников.

В дородовом обществе, т. е. на первой ступени развития первобытного общества, люди занимались присвоением готовых продуктов природы и охотились. Процесс добычи средств для обеспечения жизнедеятельности был относительно несложным, но трудоемким. Охота на крупного зверя и тяжелая борьба с природными условиями могли быть осуществлены только при условии коллективной формы жизни, труда и потребления. То есть, все было общим, а между членами общины не было никаких социальных различий.

В первобытном обществе социальные отношения совпадали с кровнородственными. Разделение труда и социальных функций базировалось на естественных биологических основах, в связи с чем существовало разделение труда по половому и возрастному признмакам.

Дородовое общество включало три возрастных группы:

  • дети и подростки;
  • полноценные и полноправные участники жизни и трудовой деятельности;
  • пожилые люди и старики, у которых уже нет сил полноценно участвовать в общественной жизни.

Родившись, младенец попадал в сообщество подрастающих и стареющих членов племени, в котором он взрослел, общаясь со сверстниками и стариками.

В соответствующем биологическом возрасте, после получения некоторого опыта общения, трудовых навыков, узнав правила жизни, обычаи и обряды, человек переходил на следующий возрастной этап. Со временем такой переход начали сопровождать инициации, или посвящения, то есть испытания, в процессе которых проверяли подготовку молодых людей к жизни, например, их умение переносить боль и лишения, проявлять храбрость и выносливость.

«Воспитание в первобытном обществе» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Одна из движущих сил развития людей в дородовом обществе – биологические механизмы естественного отбора и приспособления к среде. Но, постепенно, с развитием общества, формируемые в нем социальные закономерности, приобретают все большую роль, и со временем занимают главенствующее место.

Ребенка в первобытном обществе воспитывали и обучали в процессе обычной жизнедеятельности взрослых. Он не просто готовился к жизни, а был прямо включен в доступную для него деятельность, приучаясь вместе со старшими к коллективному труду и быту. Мальчики вместе со взрослыми мужчинами принимали участие в рыбной ловле и охоте, изготавливали оружие, девочки под руководством женщин собирали и выращивали урожай, занимались приготовлением пищи, изготовлением одежды и посуды.

На последних стадиях матриархата сформировались первые учреждения, приспособленные для жизни и воспитания подрастающего поколения людей – дома для девочек и мальчиков. В таких домах под руководством старейшин рода, детей готовили к труду, жизни и посвящениям.

Во времена патриархальной родовой общины люди освоили скотоводство, земледелие и ремесло. Из-за развития производственных сил и расширения трудового опыта людей шло усложнение воспитания, приобретающего более многосторонний и планомерный характер. Вместе с обучением детей трудовым навыкам, их начали знакомить с правилами зарождающегося религиозного культа, преданиями, учили писать.

Дальнейшее развитие позволило стать общине самоуправляющейся, вооруженной организацией. Начали формироваться зачатки целенаправленного воспитания: мальчики обучались стрельбе из лука, использованию копья, верховой езде и пр. В возрастных группах оформилась четкая внутренняя организация, определились вожаки, усложнилась и программа «посвящений», к которым подготавливали молодежь специально выделенные и обученные старейшины рода. Начали уделять больше внимания процессу усвоения зачатков знаний, с появлением письменности и обучения письму.

Воспитание в период разложения первобытного общества

Появление частной собственности, рабства и моногамных семей способствовало разложению первобытного общества. Начал практиковаться индивидуальный брак. Семья превратилась в одно из важнейших общественных явлений, основную экономическую ячейку общества, исполняющую, в том числе, и функцию воспитания детей. Семейное воспитание получило массовое распространение, при этом продолжили свое существование дома молодежи и начали формироваться первые школы.

Новые доминирующие группы населения – жрецы, вожди, старейшины и пр., стремились к отделению умственного образования от обучения занятиям, которые требуют физической силы. Зачатки знаний господствующие группы концентрировали в своих руках, превратив их в свою привилегию. Чтобы обучать этим знаниям, создавали специальные учреждения – школы, которые использовали, чтобы укрепить власть вождей, жрецов и старейшин. Например, в Древней Мексике детей знатных людей освобождали от физического труда, их обучали в особом помещении и они изучали такие науки, которые были недоступны для изучения детьми простых людей, что возвышало их над остальными.

Физический труд остался уделом эксплуатируемого слоя людей. В их семьях детей рано приучали к труду, родители передавали им свой опыт. Организованное воспитание детей, которое проводится в школах, превращаясь в привилегию для избранных.

Во время разложения первобытного общества необходимо было не только реализовать воспитание в семьях, но и за пределами дома. Именно это стало причиной и необходимостью создания школ.

Таким образом, первобытное общество представляет один из исторических периодов развития человеческого общества между доисторическим миром и древним.

В истории человеческого общества этапу первобытного общества отведен значительный отрезок времени – несколько тысячелетий.

Он подразделяется на два периода – матриархат и патриархат. Матриархат сменился патриархатом, с которого и начался процесс разложения первобытного общества. В современной науке приведенную периодизацию критикуют, а отдельные ученые считают, что матриархат существовал только у отдельных народов и представлял собой тупиковый путь развития.

Дата последнего обновления статьи: 21.12.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot