Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

История педагогики и образования

Становление образования как особого вида человеческой деятельности

Процесс образования начал свое становление с момента развития у человека потребности в получении новых знаний и навыков, поиске информации, появления желания учится и приобретать новые навыки в различных видах и направлениях деятельности. Именно эти причины лежат в основе зарождения образования.

Определение 1

Образование – это система мероприятий, ориентированных на личностное развитие, формирование системы научных навыков и практических умений, компетенций, универсальных учебных действий.

По мере развития человека, процессы воспитания и обучения стали выделяться и приобретать особое значение. Человек стремился бороться за выживание, а для этого требовалось развиваться, осваивать новые виды деятельности.

К основным предпосылкам становления образования, как особого вида человеческой деятельности, относятся следующие:

  1. Развитие материальных связей между людьми первобытного общества. Эти связи поддерживались за счет обмена опытом, передачи своих знаний и умений другому поколению. Это привело к тому, что процесс воспитания стал выполняет особую роль: средство общения и формирование взаимодействия между людьми разных поколений.
  2. Усложнение трудовой деятельности. Происходит развитие трудовых навыков, начинают применяться новые орудия и средства труда, осуществляется углубление производственного опыта деятельности, что требует грамотной организации освоения нового опыта деятельности.
  3. Образование развивалось на основе общинного строя, а это приводило к формированию первых задатков группового обучения: наскальная живопись, коллективное воспитание детей.
  4. Постепенное развитие и усложнение речи. Речь становилась важным способом передачи социального опыта между поколениями.
  5. Формирование форм общности взрослых и детей. Привязанность между матерями и детьми в первобытном обществе была более интенсивной и продолжительной, по сравнению с другими существами планеты. Это стало предпосылкой формирования нравственных признаков воспитания на эмбриональном уровне.
  6. Моральные основы воспитания складывались на основе развития потребности в удовлетворении интересов общины, совершения действий и поступков на ее благо, несмотря на существующий инстинкт самосохранения.
  7. Посредством образования происходила передача не только опыта, но и религиозных воззрений, какой-то веры в духов и иные силы.
«История педагогики и образования» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Зарождение первых способов обучения и воспитания в Древнем мире

Первобытное общество не отличалось разнообразием форм образования и было примитивным. Обучение было связано с освоением элементарных навыков деятельности, необходимых для существования и выживания, а также познания устройства окружающего мира.

Зачатки педагогики пребывали, лишь, на уровне обыденности и тесно сливались с обучением практическим навыкам деятельности, повседневным бытом. В этот период образование носило бессистемный характер и было хаотичным. Первое время, образование не имело никакой функциональной роли, а было только средством, способствующем передаче жизненного опыта и навыков деятельности.

Первоначально, основным механизмом образования и его инструментарием становятся традиции и обычаи народов первобытнообщинного общества.

Люди Древнего мира постепенно развивали навыки обмена опыта, расширяли методы и средства, используемые для этого. Таким образом, происходит зарождение первых способов обучения и воспитания подрастающего поколения. Они постепенно усложнялись, увеличивалось их количество. К ним относятся:

  1. Интуитивные, инстинктивные средства воспитания. Такие средства носили демонстрационный характер. Взрослы показывали детям, что и каким образом нужно делать, как выполнять то или иное действие.
  2. Механическое повторение. Дети наблюдали за совершением действий взрослых и выполняли какие-то операции чисто механически.
  3. Обучение навыкам трудовой деятельности специальными людьми: старейшинами общины, священнослужителями. Детей начинали обучать конкретным навыкам в определенном возрасте.
  4. Применение первых методов воспитательного воздействия: принуждения и наказания.
  5. Создание домов молодежи, как предшественников учебных учреждений. Они были ориентированы на привитие ребенку навыков трудовой деятельности в форме игр и совместной деятельности со взрослым.
  6. Процедура инициации подростков. Посвящение подростков во взрослую жизнь выступает одним из проявлений первых зачатков педагогической мысли. В ходе инициации подростки показывали свои умения, демонстрировали знание основ поведения мужчины и женщины, владение ценностями общины, нормами поведения.

История образования и педагогики как направление научного знания

История педагогики и образования выступает отдельной отраслью педагогики и отдельной учебной дисциплиной. Их изучение необходимо для познания хода становления и развития общества и формирования в нем педагогической мысли. Эти знания отражают процессы становления педагогической науки и школы в те или иные эпохи и цивилизации, развитие культурных ценностей в области воспитания, обучения и развития подрастающего поколения.

История образования и зарождения педагогической мысли неразрывно связана с этапами социально-экономического развития общества. В конкретную эпоху, в любом обществе, образование, его целевое назначение, структура, организация отражают устройство и специфику существующего социального строя, тенденции, особенности и направления его развития.

Если рассматривать историю образования и педагогики, как научную отрасль, то она ориентирована на проведение анализа на базе исторических и педагогических данных становление и развитие конкретных педагогических процессов и явлений, их связь с социально-экономическими тенденциями развития общества, философскими идеями авторов педагогической мысли конкретной исторической эпохи.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 30.08.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot