Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Зарождение педагогической мысли в первобытном обществе

Условия зарождения воспитания в первобытном обществе

Для первобытного общества характерным является наличие общинного строя, в ходе которого осуществлялась коллективно-групповая деятельность, необходимость добывать себе пищу, улучшать условия жизни способствовало совершенствованию орудий для охоты, рыбной ловли и др. Все происходящие изменения вместе с появлением вместо временных лагерей постоянных стойбищ вели не только к улучшению жизненных условий, но и к росту количества детей, удлинению детства. Кроме того, именно в этом период возникла необходимость в сохранении и передаче практического опыта осуществления орудийной деятельности.

Всё это привело к необходимости зарождения воспитания. Дети привлекались к различным видам совместной трудовой деятельности: поддерживали огонь, готовили пищу, собирали съедобные коренья и плоды, участвовали в ловле рыбы и т.д.

В первобытном обществе воспитание детей характеризуется как коллективное, накопленные традиции и опыт передавались представителями старшего поколения.

Замечание 1

Основными особенностями воспитание в рассматриваемый исторический период являлось отсутствие специальных приёмов и организационных форм воспитания, воспитание осуществлялось в совместном труде и не отделялось от него, воспитательное воздействие было непосредственным и преимущественно спонтанным.

Воспитание детей в раннепервобытных общинах

Для раннепервобытных общих характерным являлось наличие матриархата – материнской родовой организации, что вело к утверждению ведущего влияния женщин на воспитание детей.

Воспитание детей специально не организовывалось. В качестве субъектов воспитания выступали старейшие члены родовой общины, которые обеспечивали практическое включение детей в коллективную трудовую и бытовую жизнь, что служило основой формирования личностных качеств, подготовке к жизни.

«Зарождение педагогической мысли в первобытном обществе» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

В первобытных общинах дети взрослели уже к 10-12 годам. Основными задачами было обеспечение физической закалки и передача накопленного опыта осуществления хозяйственно-трудовой деятельности. Данные задачи решались в организации совместного труда, наблюдая и упражняясь, дети приобретали соответствующие умения.

Для взаимоотношений в родовой общине было характерно:

  • наличие равенства;
  • групповая солидарность;
  • взаимопомощь.

Данные особенности взаимоотношений в общинах представляли регулятор поведения. Кроме того, использовались специальные средства формирования ценностей и эмоциональной атмосферы: ритуальные церемонии, праздники, танцы, использовались и ритуальные запреты, представленные табу разного рода, устрашениями, порицаниями, предупреждениями.

Воспитание детей в позднепервобытной общине

На данном историческом этапе кроме собирательства и охоты начинают активно развиваться земледелие и чуть позже – животноводство. Наличие прогресса в хозяйственной деятельности привело к увеличению стабильности в получении пищи, следствием чего явилось увеличение жизни, повышение рождаемости. В этих условиях происходит зарождение нового типа семьи, в которой происходила закладка первичных основ для последующего физического и духовного развития детей.

Воспитание девочек осуществлялось матерью, сёстрами и другими родственниками женского пола. Воспитанием мальчиков руководили братья со стороны матери. В 5-летнем возрасте воспитание мальчиков осуществлялось в общинах в группе сверстников.

Необходимость введения контролирующей деятельности к результатам воспитания детей способствовала появлению обрядов инициации – юноши и девушки проходили обряды посвящения, состоящие из ряда испытаний, после успешного прохождения признавались совершеннолетними и входили в класс взрослых людей.

Для прохождения обрядов инициации организовывалась поэтапная работа по подготовке детей к этому процессу, причём организация данной работы осуществлялось в соответствии с полом ребёнка – в мужских и женских «домах».

Условия существования общины влияли на своего рода выработку программ обучения, включающие необходимый объём знаний и умений для охотника, земледельца, воина. Для девушек программы были ориентированы обучению домоводству, плетению, ткачеству. Кроме того, было предусмотрено ритуальное, физическое и социально-нравственное развитие детей. В соответствии с программами, обряд инициации содержал ритуальную, теоретическую и практическую части.

Замечание 2

Система инициации способствовала выделению в родовой общине категории лиц, осуществляющих обучение и воспитание детей. Таким образом была обозначена тенденция к институционализации воспитания, что исторически предваряло школьное обучение.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 22.12.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot