Предпосылки развития у старших дошкольников сознательного отношения к здоровому образу жизни
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – это образ жизни индивида, ориентированный на соблюдение правил гигиены и режима дня, поддержание оптимального рациона питания и выполнение иных правил, способствующих сохранению здоровья, его поддержанию в нормальном состоянии.
Здоровый образ жизни является необходимым компонентом нормального, полноценного, всестороннего развития подрастающей личности. Поэтому, воспитание основ здорового образа жизни, мотивация к выполнению норм и правил, обеспечивающих его поддержание, является ведущим направлением воспитательной деятельности старших дошкольников.
Формирование представлений о здоровом образе жизни и усвоение его основ должно быть реализовано именно в старшем дошкольном возрасте, поскольку он является сензитивным периодом для формирования данных основ жизнедеятельности.
Предпосылками формирования основ здорового образа жизни в старшем дошкольном возрасте являются:
- Активное развитие психических процессов: формирование самооценки, самоконтроля, основ ответственности за себя и свои поступки.
- Положительная динамика физического развития. Большинство физических процессов организма приобретают к данному возрастному этапу сформированный характер: координация движений, равновесие, правильная осанка, пространственная ориентация.
- Развитые навыки самообслуживание.
- Освоение правил гигиены и их переведение в привычку.
- Навыки выполнения бытовых действий, различных поручений.
- Приложение волевых усилий для достижения своих целей: в игровой деятельности, в познании чего-то интересного.
Все эти предпосылки лежат в основе воспитательной деятельности по формированию сознательного отношения старших дошкольников к своему здоровью и мотивации к его поддержанию и сохранению.
Рисунок 1. Условия формирования мотивации к ЗОЖ у дошкольников. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Принципы формирования основ здорового образа жизни у старших дошкольников
Развитие сознательного отношения старших дошкольников к своему здоровью и осознания необходимости выполнения определенных норм и правил в различных видах деятельности для его сохранения и укрепления, реализуется на основе специальных воспитательных программ, которые базируются на следующих принципах:
- Принцип развития активной жизненной позиции. В данном случае, активная позиция формируется по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих людей. Ребенок должен понимать, что его действия оказывают влияние на его здоровье и здоровье окружающих. Поэтому, он должен придерживаться здоровьесберегающей линии поведения;
- Принцип опоры на санитарно-гигиенические нормы. Соблюдение норм гигиены должно стать привычкой дошкольника. Он должен осознать, что соблюдая эти нормы он осуществляет профилактику различных заболеваний, а значит предупреждает нанесение вреда своему здоровью;
- Принцип коррекционных мероприятий. Он связан с усвоением норм социального поведения, направленных на устранение факторов потенциального риска нанесения вреда собственному здоровью и здоровью окружающих;
- Принцип учета экологических особенностей развития региона проживания;
- Принцип адаптации. Он означает постепенное приспособление ребенка к условиям ДОУ, инновационным методам обучения и воспитания, режимным моментам, технологиям учебно-воспитательного процесса;
- Принцип профилактики. Он означает формирование у дошкольников знаний о профилактических мероприятиях по борьбе с развитием различных заболеваний. Также, сюда входит формирование навыков здорового образа жизни, поддержание оптимальных условий в ДОУ: соблюдение режима дня, комфортный микроклимат, питательный рацион, физическая активность, ежедневные прогулки;
- Принцип физического развития. Он связан с включением в воспитательную программу разнообразной физической активности: утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные игры и др.
Все эти принципы лежат в основе развития осознанного отношения дошкольников к своему здоровью и необходимости его укрепления.
Рисунок 2. Задачи работы по формированию культуры ЗОЖ у дошкольников. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Физическое воспитание старших дошкольников как основа формирования ценностного отношения детей к своему здоровью
В основе формирования осознанного и ценностного отношения дошкольников к своему здоровью лежит физическая культура. Только физическое развитие ребенка поможет укрепить его здоровье и показать его значимость.
Физическое воспитание старших дошкольников нацелено на формирование у них знаний о значении физического развития организма для общего развития организма и личности дошкольника. Учащиеся познают сущность физического воспитания и его влияния на различные аспекты жизнедеятельности.
Процесс формирования у старших дошкольников ценностного отношения к своему здоровью и мотивации к его укреплению реализуется на занятиях по физической культуре по следующим направлениям:
- Формирование теоретических знаний о здоровье, способах его укрепления и профилактики заболеваний.
- Оптимальный двигательный режим дня дошкольников. Он должен удовлетворять потребности в движении на основе комплексных методов формирования двигательной активности: проведение специальных занятий по физкультуре, физкультминутки, подвижные игры, спортивные соревнования.
- Освоение практических навыков следования концепции здорового образа жизни. Сюда входит система теоретических знаний и гигиенических навыков, способствующих сохранению здоровья ребенка.
- Использование специальных средств формирования ценностного отношения к здоровью. В их состав включены инновационные игры и физические упражнения: игры-путешествия, игропластика, процедуры закаливания, самомассаж, пальчиковая гимнастика.
- Соблюдение режимных моментов. Дошкольники приучаются к соблюдению оптимального для их возраста режиму дня: подъем в одно и то же время, завтра, обед и ужин –по расписанию, обязательный отдых в течение дня(как правило сон) для восстановления энергии и снятия напряжения, включение учебной деятельности в первую половину дня, а двигательных занятий – во вторую и т.д.