Этапы развития воспитания в Древней Греции
Воспитание – это целенаправленное воздействие на личность со стороны разнообразных институтов, с целью формирования у нее конкретных взглядов, знаний, убеждений и нравственных ценностей, а также с целью передачи опыта, накопленного поколениями.
Древняя Греция отличается своей самобытной культурой и письменностью. Особенно интересна эволюция письменности, которая развивалась от клинописи до слогового письма. Письменность была доступна не всем слоям населения, овладеть ею могли только лишь люди высокого рода и достатка, так как процесс обучения был длителен и трудоемок. В основном письменностью владели вельможи, царская свита, жрецы и некоторые состоятельные граждане.
Первыми обособленными образовательными учреждениями были центры по обучению писцов, которые организовывались при храмах и дворцах.
Таким образом, именно письменность послужила первым «толчком» к организации целенаправленного воспитания и обучения.
Следующий этап генезиса воспитания и обучения, относится к гомеровским временам. Написанные Гомером «Одиссея» и «Илиада», стали популярны среди образованного населения Древней Греции. Воспитательная линия произведений Гомера заключается в том, что герои произведений получали необходимое воспитание под присмотром наставников-старцев. Воспитанные таким образом герои были хорошо ознакомлены с историей, в совершенстве владели письмом и музыкальными инструментами, были искусными воинами и физически крепкими людьми. Именно это и наталкивает греков на мысль о том, что воспитание необходимо осуществлять в рамках специально организованного процесса и под руководством обученных и опытных людей.
Первые формы воспитания, принятые в Древней Греции, были описаны в поэме Гесиода «Труды и дни», где описывается быт жизненная установка людей того времени. Важнейшим качеством человека, которое воспитывалось в каждом ребенке с рождения, было трудолюбие.
Следующим этапом педагогической мысли Древней Греции связывают с культурой городов-государств (полисов). Именно в это время воспитание занимает особое место в обществе. Государство берет на себя обязанность по организации обучения имущих слоев общества, например, на острове Крит юные свободные граждане имели право получить образование за государственный счет.
Получение образования считалось неотъемлемым и необходимым качеством каждого достойного гражданина. Оскорблением для человека было услышать в свой адрес, сто он не умеет читать и плавать. Лишение права на получение бесплатного образования от государства рассматривалось как одно из строжайших наказаний.
Понимание важности и значимости воспитания и обучения было столь велико, что учебу подрастающего поколения не прерывали даже во времена военных действий.
Особенности обучения в школе Древней Греции
Школа в Древней Греции считалась тем государственным институтом, в котором закладывалось в человека все самое прекрасное и великое.
Школы Древней Греции были небольшими, вместимость составляла по 20-50 человек, которых обучал один учитель. Школа размещалась прямо в доме учителя. Во время обучения учащиеся сидели на полу дома, либо прямо на улице возле дома, на складных стульчиках или ступеньках крыльца. Учитель восседал на высоком табурете, так чтобы его могли видеть сразу все ученики. Ученики, вне зависимости от возраста, занимались одновременно. В то время как одни выполняли задание, другие отвечали учителю устно. Занятия продолжались весь день, для отдыха был предусмотрен большой перерыв в обед. Каникул не было. Выходными днями являлись дни, которые выпадали на семейные и городские праздники.
За работу учителям платили крайне мало, примерно также, как и мастеровым средней руки. Социальный статус учителя, особенно начальных классов, был крайне низким.
Книг, а тем более учебников, было крайне мало, поэтому весь учебный материал преподносился учителем в устном виде.
Начальное обучение длилось в среднем 6-8 лет, примерно до 14 лет ученика. Основной целью начального обучения было заложить в учеников начатки письма, чтения и пения.
Методика обучению чтения состояла в том, что детей учили слогам, перебирая множество сочетаний, до тех пор, пока ученик не начинал узнавать их с первого взгляда. После усвоения слогов переходили к чтению первых слов. Зачастую это были имена богов или героев. Затем переходили к чтению поучительных фраз, строчек и стихотворений.
Письму обучались с помощью вощеных дощечек, размером с ладонь. Дощечки были скреплены в книжечку при помощи шнурков. Писали палочкой, которая называлась «стило». Один конец палочки был острым, им писали, второй был тупым – использовали для стирания написанного.
Упражнения счету проводились на специальной доске «абаке». Доска была поделена на клетки для единиц, десятков, сотен и т.д. Процесс счета состоял в том, что на соответствующие клетки клали необходимо число камешков.
Процесс обучения пению проходил в унисон, нот не было. Пение сопровождалось игрой на семиструнной кифаре.
Школы Древней Греции
Наиболее известными школами Древней Греции являются:
- Милетская школа – это школа, существовавшая в г. Милет, созданная философами Фалесом, Анаксимандром, Анаксименом, которые первыми обосновали гипотезы о создании и существовании мира. Обучение в школе было направлено на развитие у учащихся абстрактного мышления, получение знаний о мире, материи, живых организмах, микроскопических элементах и т.д.
- Школа Гераклита Эфесского – школа, созданная под началом Гераклита и реализующая процесс обучения на основании его философских гипотез, находилась в г. Эфес. Гипотеза Гераклита заключалась в том, что мир появился из огня, который представляет собой не материал, субстанцию.
- Элейская школа – существовала в древнегреческом полисе Элея, наиболее известными философами являлись Перменид и Ксенофан. Обучение было направлено на развитие мышления посредством противоположных начал. Так же рассматривались вопросы бытия и небытия.