Понятие сложных и множественных нарушений
Сложные нарушения развития – это сочетание нескольких психофизических нарушений – зрения, слуха, речи, умственного развития и пр. у одного ребенка. Например, сочетание глухоты со слабовидением, сочетание умственной отсталости со слепотой, сочетание нарушений опорно-двигательного аппарата с нарушениями речи.
Принято выделять три основные группы нарушений на основании структуры самого нарушения:
- дети, имеющие два выраженных психофизических нарушения, каждое из которых способно вызвать аномалии развития, например, слепоглухие дети, глухие дети с умственной отсталостью, слабослышащие в сочетании с первичной задержкой психического развития;
- дети с одним существенным ведущим психофизическим нарушением, выраженным в слабой степени, но отягощающим ход развития: умственная отсталость с небольшим снижением слуха. Это так называемый осложненный дефект;
- дети, имеющие множественные нарушения, когда отмечено три и более первичных нарушения, выраженных с разной степенью силы и вызывающих значительные отклонения в развитии детей, например, умственно отсталые глухие дети с остаточным зрением.
Также к множественным дефектам может быть отнесено сочетание у одного ребенка нескольких небольших нарушений, имеющих отрицательный кумулятивный эффект, например, если сочетаются небольшие нарушения моторики, зрения и слуха, то у ребенка может отмечаться выраженное речевое недоразвитие.
Обучение и воспитание детей со сложным нарушением – мало изученная и серьезная проблема для всей социальной педагогики.
Для ее решения в первую очередь, необходимо как можно раньше диагностировать у ребенка наличие сложного дефекта. Общая закономерность, характерная для развития детей со сложными дефектами, - особо отягощенные условия раннего развития у каждого такого ребенка.
Наличие некоторого числа первичных нарушений крайне обедняет контакты ребенка с окружающим миром, так как он попадает в условия депривации и в сензитивный период становления и развития основных психических функций претерпевает значительный ущерб. Это вызывает недоразвитие ряда отдельных функций, а также общую задержку психического развития. Материальная и социальная среда обычно мало приспособлены к особенностям познавательной деятельности таких детей.
Образование детей со сложными нарушениями в развитии
Детей со сложными нарушениями в развитии обычно воспитывают в специализированных дошкольных и школьных образовательных учреждениях. Образовательный уровень рассчитан на реализацию трех ступеней:
- 1 ступень – 3-4 года – лаборатория раннего развития ребенка в ДОУ, которая реализует коррекционно-развивающую программу дошкольного образования;
- 2 ступень – 5 лет – школа развития, которая продолжает внедрять программу развития и компенсационно-корректирующего воспитания;
- 3 ступень – 6-7 лет – класс подготовки к школе.
Воспитание и обучения детей, имеющих множественные нарушения, сопровождается работой сразу нескольких подразделений, включая:
- диагностическо-реабилитационное;
- учебно-воспитательное;
- коррекционно-развивающее;
- лечебно-оздоровительное.
Больным детям оказывается одновременная помощь врачами-логопедами, психологами и психиатрами, медиками различных профилей, массажистами, специалистами по нетрадиционной медицине, специальными педагогами и социальными работниками.
Детям со сложным дефектом необходимо большее внимание специалистов разного профиля. В некоторых случаях положение может усугубляться тяжелым материальным или морально-нравственным положением в семье, что само по себе негативно влияет на общее развитие больных детей. Особенно тяжело ощущается отсутствие поддержки в семье для детей с комплексными дефектами развития. Даже если позже ребенок попадет в необходимую ему специфическую среду, направленную на активную стимуляцию его психического развития, его стартовая позиция будет значительно хуже, по сравнению с детьми из хороших семей даже с более тяжелыми нарушениями развития.
Основная задача психолого-педагогического сопровождения детей с комплексным дефектом – решить вопрос изоляции его от окружающего мира. Решать эту задачу помогает поиск путей компенсации сложного дефекта. Решающий фактор развития больного ребенка дефектологи видят во включении его в образовательный процесс, а также культурное и социальное развитие, освоение предметно-материального мира. Центральное место отведено овладению ребенком языком, являющимся основным способом общения, даже если это язык жестов. Главное, что ребенок не должен чувствовать себя в мире одиноким.
Большое внимание специалисты уделяют сохранению и развитию интеллекта, так как умственная отсталость может представлять компонент сложного дефекта. В таком случае возможности компенсации снижаются, но никогда полностью не исчезают.
Принципом коррекционно-компенсирующей направленности предполагается необходимость построения образовательного процесса при использовании сохранных анализаторов и функций, соответствующих специфике природы дефекта. Специалисты-дефектологи строят свою работу таким образом, чтобы найти эффективный компенсаторный путь.
В рамках созданной системы коррекционно-педагогической деятельности проводят занятия по социально-бытовой ориентировке и ряд других занятий, направленных на усвоение нескольких групп навыков:
- общепринятые нормы поведения;
- элементарные гигиенические, бытовые и коммуникативные навыки;
- социокультурные, философские и нравственно-этические навыки.
Чтобы преодолеть социальное выпадение детей с ограниченными возможностями, важно, чтобы он владел языком и речью. Это способствует адаптации больного ребенка в массовой школе со сформированной системой социально-бытовых понятий. Постепенно при правильном подходе к образованию у ребенка развивается словесно-логическое мышление и научные понятия. Изначально словесной речью регулируется поведение, что помогает развивать общение с окружающими.
В рамках специального образования, занятия социально-адаптивной направленности, помогают сформировать психологическую подготовленность человека с ограниченными возможностями, чтобы он мог нормально существовать в окружающем мире.