Специфика и содержание процесса воспитания
Воспитание – это целенаправленная деятельность, ориентированная на личностное становление и развитие индивида посредством применения педагогических подходов, методов и средств.
Процесс воспитания является не просто одним из направлений педагогической деятельности. воспитание выступает определенным мастерством, реализуемым, как специально обученными людьми – педагогами, так и родителями.
Процесс воспитания характеризуется динамичностью и гибкостью. Это означает, что воспитание подстраивается под изменчивую социальную среду, а его методы, приемы и технологии отвечают текущему этапу развития общества и его требованиям. При этом, результаты воспитания нельзя увидеть сразу. Они ощущаются и становятся заметными через длительные временные периоды.
Процесс воспитания отличается тем, что в его ходе, человек получает не только положительный опыт, но и отрицательный, который требует коррекции.
По своему содержанию процесс воспитания представляет собой систему знаний, убеждений, навыков, свойств личности, направлений поведения, особенностей эмоционального реагирования, которые выступают двигателями воспитательного процесса и являются основными параметрами развития личности и целевыми характеристиками, заложенными в основу осуществления воспитательной деятельности.
Воспитание реализуется на протяжении всей жизнедеятельности индивида. Оно имеет ряд отличительных особенностей:
- Реалистичность целевого назначения воспитания. В основу воспитания заложено формирование у личности конкретных свойств и развитие способностей, раскрытие природного потенциала. В этой связи, основной целью воспитания является становление всесторонне развитой личности, наделенной гуманистическими качествами.
- Реализация воспитания на основе взаимодействия воспитателя и воспитанника. Педагоги и родители занимаются поиском нравственных образцов поведения и духовных ценностей вместе с воспитанниками на протяжении всего воспитательного процесса. Это необходимо для формирования нравственных ориентиров поведения, мировоззрения и ценностных установок.
- Индивидуальная ориентация воспитательного процесса. Воспитание строится на основании учета индивидуальных особенностей развития каждого воспитанника, его интересов, потребностей и способностей.
- Воспитание ориентировано на самоопределение личности. В ходе воспитания у человека формируются четкие убеждения, жизненные ориентиры, активная жизненная позиция.
- Добровольный характер воспитания. Воспитание ориентировано на добровольное стремление личности к усвоению норм социального поведения, формирование основных качеств личности.
- Подверженность воспитание большому количеству сторонних факторов. На личность оказывает воздействие семья, ее микроклимат, пример родителей, условия быта, среда проживания, СМИ.
- Отсутствие конкретных результатов воспитательного процесса. Воспитание зависит от индивидуальных параметров личностного развития каждого воспитанника. Поэтому, воздействие тех или иных факторов и воспитательное воздействие может привести к разному эффекту.
Индивидуальные особенности личности
Каждый человек является индивидуальностью т.е. имеет свои характерные особенности развития, которые проявляются в физических чертах, характере, поведении, способностях, восприятии, возможностях.
Данные об индивидуальных параметрах личности играют важную роль в воспитательном процессе. Они позволяют сформировать воспитательный процесс, выбрать форму его реализации, методы и средства, отвечающие личностным особенностям и, не наносящим ущерб ее индивидуальности.
Индивидуальные особенности личности можно подразделить на следующие ее типологические черты:
- Характер – особенности развития психических процессов, формируемые под воздействием окружающей среды.
- Темперамент – это динамичные проявления психических процессов, определяемые их ритмом и интенсивностью проявления.
- Способности – это возможности деятельности в различных направлениях и областях.
- Чувства и эмоции – это душевные качества, отвечающие за переживания человека и, отражающие его отношение к тому или иному виду деятельности, человеку, обстоятельствам.
- Воля – это умение принятия решений на основе разума и направление мыслительного процесса и действий в соотношении с волевым решением.
Рисунок 1. Индивидуальные особенности учащихся. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Индивидуально ориентированный воспитательный процесс
Эффективность воспитательного процесса определяется двумя направлениями:
- Учетом возрастных особенностей развития воспитанника.
- Учетом индивидуальных особенностей воспитанника.
При этом, особенностям индивидуального развития уделяется особое внимание при построении воспитательного процесса. Он реализуется таким образом, что воспитатель планирует и реализует свою деятельность с учетом следующих параметров:
- Исследование индивидуальных свойств характера и темперамента, взглядов, вкусов, потребностей и убеждений воспитанников;
- Знание педагогом стадий формирования конкретных личностных свойств, сензитивных периодов их развития, а также наличие навыков их определения у конкретного воспитанника. Сюда входят: мотивы, установки, взгляды, отношение к тем или явлениям, свойствам окружающего мира, специфика образа мышления;
- Навыки мотивации воспитанников. Педагогу необходимо уметь привлечь каждого ребенка к процессу воспитания, развить у него стремление и потребность в нем, исходя из его индивидуальных особенностей;
- Диагностирование отрицательных факторов, затрудняющих воспитательный процесс и поиск путей их устранения;
- Умелое сочетание воспитательного воздействия с развитием навыков самовоспитания и саморазвития личности;
- Развитие у воспитанников навыков самостоятельности, проявления инициативы, формирования мировоззренческих установок;
- Учет особенностей восприятия, памяти, мышления, речи. На эти параметры воспитателю необходимо опираться при индивидуальном подходе;
- Умелая и своевременная корректировка воспитания с учетом особенностей личностного развития воспитанника и изменением его индивидуальных свойств.
Индивидуальный подход – это основа продуктивной воспитательной работы педагога, ориентированной на достижение целей и задач воспитательного процесса.