Виртуальные экскурсии и заочные путешествия как приемы обучения
Прием обучения – это составная часть метода, то есть конкретный способ реализации взаимодействия учителя с учениками в процессе исполнения методов обучения.
Виртуальная экскурсия – это воображаемое посещение изучаемых объектов с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий.
Первые виртуальные музеи начали размещать в Интернете в 90-х годах прошлого века. Это были небольшие сайты, содержащие информацию непосредственно о самом музее, его расположении, размещении и режиме работы. Далее сайты совершенствовались, на их страницах начали размещать виртуальные экспозиции.
Сегодня виртуальные экскурсии – один из самых эффективных способов получения информации, так как именно благодаря им можно создать у учеников полное, яркое и эмоциональное представление об изучаемом материале. Виртуальные экскурсии представляют собой мультимедийную фотопанораму, состоящую из видео, аудио, графики, текста и ссылки. Но в отличие от видео виртуальным экскурсиям характерна интерактивность. В ходе такой экскурсии может быть приближен или отдален какой-либо объект, можно оглядеться по сторонам, рассмотреть детали какого-то интерьера. Все это может происходить в определенном порядке и темпе. Благодаря высокой степени наглядности и интерактивности виртуальные экскурсии вызывают у учеников большой интерес.
Виртуальным экскурсиям характерен ряд преимуществ по сравнению с обычными экскурсиями:
- не выходя за стены учебного кабинета учащиеся могут знакомиться с объектами, которые располагаются за пределами города, области или даже страны;
- за один урок есть возможность посетить несколько мест: музеев, городов и даже континентов;
- они помогают ученикам овладеть научными знаниями;
- доступность, наглядность и возможность многократно просматривать многое другое;
- они помогают в овладении навыками наблюдения и анализа.
Требования в проведении виртуальных экскурсий на уроках похожи на требования проведения реальных традиционных экскурсий. К отличительным особенностям относят моделирование картин в реальном течении времени, имитация событий из прошлого с высоким диапазоном реализма, а также возможность влияния на обстановку и получения обратной связи.
До проведения виртуальной экскурсии с учениками должна быть проведена вступительная беседа, в которой были бы обозначены цели, задачи, с опорой на знания учеников подготовлены маршрутные листы.
Виртуальными экскурсиями предоставляется максимальное количество идей и возможностей для изучения истории. Они помогают сделать образовательную деятельность увлекательнее, в меру сложной, но интересной. На сегодняшний день существует масса возможностей проводить уроки истории. Актуальность и необходимость проведения указанного типа уроков дает возможность сделать процесс обучения и преподавания насыщеннее, интереснее, качественнее, а также результативнее. Виртуальные экскурсии помогают ученикам окунуться в исторические действия и процессы, а также познакомиться с выдающимися деятелями более подробно. Использование данного типа уроков помогает расширять опыт восприятия исторического прошлого, формирует навык анализа текста, конкретизации полученной информации и отбора аргументов для объяснения и донесения собственного мнения.
Ролевые игры на уроках истории
В ролевых играх участники могут творчески воспроизводить социальные отношения и материальные объекты на основании собственных жизненных или художественных впечатлений, самостоятельно или с помощью организаторов игры.
Новая позиция, которую занимает ребенок создает привлекательность ролевых игр для детей, обеспечивая огромную побудительную силу деятельности детей. На основании этого изменяется эмоциональное состояние, приобретение новых знаний, развитие навыков и умений игровой деятельности. При реализации в игровых действиях каких-либо действий, школьники берут на себя роль взрослых людей и действуют от их имени.
Ролевой игре в школьном возрасте отведено большое значение. Подавляющее количество детей считает эти игры интересными, уделяя им существенную часть своего свободного времени
При рассматривании сюжетов игр школьников, учеными было обнаружено, что наиболее распространены игры, связанные с героической тематикой, в которой сюжет игры вращается вокруг подвигов, преодоления необыкновенных трудностей, борьбы с природой и лишениями.
История – именно тот предмет, в котором изучают героическую тематику, подвиги, преодоление людьми необыкновенных трудностей, борьба с природой и разнообразными лишениями. А вспомогательными историческими дисциплинами предоставляется набор профессий, включающих и преодолевающих трудности, а также романтика интересных находок и открытий.
Чем лучше подготовлены и организованы ролевые игры, тем более интересны и эффективны они в дидактическом плане. Если ролевая игра плохо подготовлена, если учащиеся плохо знают свои роли и мало ориентируются в предложенной им игровой ситуации, она не может быть эффективная в дидактическом плане. Ролевые игры, выстроенные на экспромте, будет удачными только в том случае, когда учащиеся настолько хорошо знают исторический материал, знают реалии прошлого, что предлагаемые игровые сюжеты не требуют для подробных объяснений или продолжительной подготовительной работы. Если класс не соответствует этим условиям, то ролевая игра предполагает серьезнейшей подготовки.