Вокал – это разновидность музыкального исполнения, мастерство владения певческим голосом.
Цели и задачи внеурочной вокальной работы с младшими школьниками
Внеурочная вокальная деятельность детей младшего школьного возраста – это понятие, объединяющее в себе разнообразные виды деятельности младших школьников (кроме учебной), в рамках которой осуществляется целесообразное решение вокальных задач, а также же воспитание и социализация учащихся.
Внеурочная вокальная деятельность имеет ряд преимущества, которые заключаются в том, что младшим школьникам предоставляется широкий спектр возможностей, направленных на развитие у них вокальных умений и навыков. Время, которое отводится на внеурочную вокальную работу, может быть использовано для изучения той темы, которая наиболее актуальна для учащихся. Вокальная работа, организуемая во внеурочную деятельность, может осуществляться в любой удобной для учащихся и педагога форме. В отличие от урочной деятельности, такая свобода темы и формы работы, позволяет организовать эффективную вокальную работу с детьми младшими школьного возраста.
Цель внеурочной вокальной работы – организация условий для проявления каждым учащимся своих вокальных данных, а также их успешное последующее развитие.
Вокальная внеурочная деятельность организуется педагогом и основана на единых принципах обучения и воспитания.
Таким образом, в целом внеурочная вокальная работа направлена на формирование у детей живого образа музыки, овладение ими вокальными умениями и навыками, а также на развитие имеющегося у них природного потенциала.
Организованная внеурочная вокальная работа с детьми младшего школьного возраста, способствует решению ряда задач:
- Организация полезной досуговой деятельности детей начальной школы совместно с театрами, библиотеками и иными общественными организациями.
- Вовлечение детей младшего дошкольного возраста в разностороннюю деятельность.
- Формирование у детей младшего школьного возраста средствами вокальной работы навыков коммуникативного общения и позитивного взаимодействия.
- Воспитание у детей трудолюбия и стремления самостоятельно преодолевать различные жизненные трудности, быть настойчивым и целеустремленным в достижении поставленных целей.
- Формирование позитивного отношения к музыке, музыкальным произведениям и вокальной деятельности.
- Создание благоприятных условий для развития творческих способностей.
- Организованная и всесторонняя поддержка младших школьников в рамках вокальной деятельности.
Большое влияние на эффективность организованной внеурочной вокальной работы оказывает личное отношение педагога к данной деятельности. В том случае, если педагог заинтересован в ее организации и получении высоких результатов, то и внеурочная деятельность будут интересна и привлекательная для детей, они будут стремиться ее посещать и получать необходимые знания и умения в области вокала.
Содержание урочной деятельности по вокальной работе с детьми младшего школьного возраста
Урочная деятельность по вокалу среди детей младшего школьного возраста должна в первую очередь опираться на индивидуальных и возрастных особенностях детей. Особую важность имеют именно индивидуальные возможности детей, что требует от педагога проведения предварительной работы по выявлению у детей способности к вокалу. Определяется это посредством проведения комплексной индивидуальной диагностики. В ходе данной диагностики выясняют особенности певческого звучания голоса.
Диагностика проходит в несколько обязательных и последовательных этапов:
- Установление особенностей звучания голоса (тембр, динамика).
- Определение окраски голоса.
- Установление примарной зоны голоса.
- Установление диапазона голоса.
- Выявление уровня интонирования голоса.
Для того, чтобы результаты, полученные в ходе диагностики, были максимально достоверны и отражали все вокальные способности ребенка младшего школьного возраста, необходимо проводить диагностику индивидуально с каждым ребенком.
Диагностика проводится два раза в год. Первый раз в начале учебного года, с целью планирования урочной деятельности. Второй раз диагностика проводится конце учебного года, с целью определения результативности проведенной в течение года учебной вокальной работы.
В рамках урочной деятельности, вокальная работа с детьми младшего школьного возраста организуется с использованием следующих методов:
- Словесные методы – педагог по вокалу посредством рассказа, беседа или объяснения характеризует изучаемый материал (музыка, песня, припевки, распевки и т.д.). Используются образные сравнения, которые могут вызвать у детей необходимые ассоциации.
- Наглядные методы – педагог использует показ песни. Это может пропевание песни педагогом. При необходимости используются дополнительные наглядности, которые способны обогатить песню, украсить ее содержание (игрушки, иллюстрации, презентации и т.д.).
- Метод сравнения – педагог посредством использования собственного голоса показывает учащимся как необходимо петь (использовать возможности своего голоса), а как не нужно.
- Двигательные методы – предполагают использование разнообразных движений в такт музыки.
Особенно интересен для детей двигательный метод, так как у них в младшем школьном возрасте по-прежнему сохраняется потребность в движении. Движения под музыку очень увлекательны и интересны детям. В ходе их выполнения они не только удовлетворяют свои потребности в движении, но и развивают собственные вокальные способности.
Организуя вокальную работу в рамках урочной деятельности, педагог должен опираться на ряд принципов:
- Принцип систематичности, целенаправленности и плановости
- Принцип организованного дифференцированного подхода к учебной деятельности.
- Принцип открытости и доброжелательности.
Для того, чтобы организуемая педагогом урочная деятельность, была результативной, необходимо соблюдать ряд правил:
- Не ругать детей и не сравнивать их успехи, каждый ребенок обладает индивидуальными вокальными способностями.
- В каждом ребенке видеть положительное и развивать это.
- Вызывать у детей интерес к занятиям вокалом и поддерживать его на протяжении всего процесса обучения.
- Постоянно совершенствовать собственный багаж знаний.
- Осуществлять тщательную подготовку к каждому занятию по вокалу.
- Избегать утомления детей во время вокальной работы.